О квалиметрии в исследовании качества единого образовательного пространства в условиях внедрения новых информационно – коммуникационных технологий.
Смолянинов А.П. к.с.н. Сар ИПКиПРО, Хучраева Т.С. к.т.н. СГАУ. Саратов. Россия.
Пространство - множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними. Говоря о пространстве, имеется в виду и набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. С точки зрения интересов государственных «пространство образовательное» подразумевает сохранение общегосударственного единства в образовании при проведении децентрализации управления образованием с тем, чтобы не разрушалась взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдались права каждого гражданина государства в получении полноценного образования вне зависимости от места проживания.
В настоящее время понятие "образовательное пространство" вводится в категориальный аппарат педагогики, глубоко исследуются различные его аспекты. Под образовательным пространством одними исследователями- психологами, педагогами понимается система, включающая в себя структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами, - другими, коммуникативный, содержательный, методический, организационный и д.р., компоненты. Образовательное пространство не равнозначно образовательной среде: существуя в одном и том же образовательном пространстве, индивид может переходить из одной образовательной среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Под информационно-образовательной средой мы будем понимать определенным образом связанные между собой образовательные учреждения, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами.
Отсюда качество формирующегося пространства неоднородно. Развитие методов выражения качественной определённости предмета в количественных характеристиках способствовало появлению научно-прикладной математической дисциплины-квалиметрии (букв. - «измерение качества»).
Известно качественные признаки в отличие от количественных не могут непосредственно выражаться числом, потому что отдельные значения качественного признака отличаются друг от друга не количеством, не определенной величиной, а качественным содержанием.
Педагогам управленцам приходится главным образом анализировать качественные признаки, пользуясь при этом в основном не цифрами, а словами, понятиями, категориями. А цифра могла бы оказать исследователю важную услугу, если бы он овладел искусством квантификации, т. е. умением выражаться числами, и попытался перевести хотя бы некоторые качественные признаки в количественную форму. Обобщив методику перевода качественных признаков в количественную форму, приходим к выводу, что перевод сводится к трем способам: путем подсчета, путем статистического измерения и расчленения понятия на элементы. Подсчет частоты повторения фактов во времени или пространстве является наиболее простым способом перевода качественных признаков в количественную форму. Перевод качественных признаков в количественную форму требует знания изучаемого конкретного социологического и педагогического явления и вместе с тем знания приемов нахождения количественной определенности явлений. Количественный подход применим к любой сложной проблеме, если ее расчленить на «под-проблемы», на отдельные вопросы, даже такого сложного явления, как систему управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения в условиях создания единого образовательного пространства.
Напомним, что когда говорят о, создании единого образовательного пространства, то имеется в виду тесная взаимосвязь всех аспектов в учебно-воспитательном процессе, которые образуют единый организм, единое целое. Единое образовательное пространство складывается путем синтеза, объединения всех составляющих образования в результате общественного разделения труда между учащимися, учителями и родителями и развития на его основе учебных и воспитательных связей между отдельными его компонентами. Пространство предполагает трехмерность, сферичность неправильной формы, в которой радиус-вектор постоянно меняет свое направление в длину. В зависимости от того, в каком направлении и насколько далеко осознается субъектом окружающий мир, зависит форма образовательного пространства. Условно его можно разделить на три координатные плоскости трех сфер: духовной, социальной и биологической, что объясняется современным пониманием единства человека, природы и общества.
Происходящее в пространстве одновременно происходит и во времени, происходящее во времени находится в пространстве, т.е., пространство и время неразрывны. Современное образовательное пространство-время конструируется посредством метафоры "образование через всю жизнь". Как видим, данное определение единого образовательного пространства количественно неопределенно. Но понятие «единого образовательного пространства» приобретет количественную определенность, если в нем выделить отдельные элементы (совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами, коммуникативный, содержательный, методический, организационный и др., компоненты), которые каждый в отдельности поддаются количественной оценке.
Выяснив соотношение выделенных компонентов в соответствии с тем значением, которое каждый из них имеет для единого образовательного пространства, приходим к выводу что, основным компонентом или внутренней сущностью понятия «единого образовательного пространства» является совокупность применяемых образовательных технологий. Другие компоненты — коммуникативный, содержательный, методический, организационный — выполняют роль условий для главного компонента, так как без них информационно-коммуникационные связи между компонентами образовательных технологий развиваться не могут. Структуру же оценки по отношению к основному компоненту следует рассматривать как следствие, поскольку определенная структура оценок складывается в результате информационно коммуникационных связей, существующих между отдельными компонентами образовательных технологий. Выявленные компоненты понятия «единого образовательного пространства» поддаются количественной оценке.
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Информационно-коммуникационные связи можно выразить количественно с помощью показателя «количества соединений в интернете», как произведение величины входящего трафика на единицу потребителя. Количественную форму компоненте «взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами» можно придать с помощью демографических данных, распределив обучающееся население региона и отдельных районов по роду занятий и профессий. Чем сложнее состав профессий на данный исторический момент в регионе или районе, тем выше уровень взаимодействия с внешними образовательными и социальными институтами в этот период. Другим показателем развития единого образовательного пространства может служить доля образовательных потребностей, которые отдельный человек удовлетворяет за счет собственного домашнего и общественного информационного поля в общем объеме его потребностей. За показатель качества управления учебно-воспитательным процессом, можно принять либо долю выпускников, получающих золотые и серебряные медали, либо долю выпускников сдающих выпускные экзамены на хорошо и отлично в общем количестве выпускников данного населённого пункта или района. Пространственная структура оценки может быть охарактеризована двумя показателями: степенью согласованности колебаний оценки в отдельных средах и степенью однородности этих оценок.
Таким образом, понятие «единого образовательного пространства» удается «расчленить» на отдельные компоненты, каждый из которых имеет количественную определенность. Статистическое измерение отдельных компонентов «единого образовательного пространства» позволяет применять для анализа единого образовательного пространства математические методы.
Процедура придания сложному понятию количественной определенности состоит из четырех этапов. Сначала исследователь точно уясняет предмет и дает четкое определение того, что он исследует. Этот этап называют концептуальным, или понятийным анализом. На втором этапе четко определенный предмет исследования расчленяется на элементы, или компоненты. Эти компоненты исследователь получает логическим путем — на основе педагогической или социологической теории — или наблюдает соотношение между этими же компонентами действительности. Совокупность выделенных компонентов дает систему показателей изучаемого явления. Количество компонентов зависит от природы и сложности данного объекта исследования, и их может быть много. Поэтому на третьем этапе процедуры осуществляется анализ и отбор полученных на втором этапе компонентов, с которыми исследователь будет оперировать в дальнейшем. С этой целью между компонентами устанавливаются соотношение и известная субординация по степени отношения к анализируемому объекту (в нашем случае это единое образовательное пространство). Наконец, на четвертом этапе происходит собственно измерение отобранных компонентов.
Суть всей процедуры перевода сложного понятия в количественную форму состоит в том, чтобы в этом понятии выделить такие элементы, которые поддаются количественному выражению, а потом их измерить в целях последующего применения математических методов. Таким образом, применение математических методов оказывает глубокое влияние на результаты соцально-педагогического исследования. Методы заметно меняют методику исследования, способствуют тому, что выводы становятся более надёжными и убедительными, помогают вскрыть зависимость и обнаружить закономерность в тех случаях, когда обычной традиционной методики не достаточно. Главная цель и смысл применения математичесих методов в социологии и педагогике управления, состоит в том, что бы чётко и ясно сформулировать проблему и решить её не только с качественной, но и количественной определённостью.