В семейном архиве двоюродной сестры Марии Тимофеевны Барненковой (Смоляниновой) на стене висел портрет её отца а моего родного дяди Тимофея Михайловича Смолянинова в военной форме краснофлотца. Дядя по свидетельству очевидцев пропал безвести (погиб?) в апреле 1943 года во время высадке на берег десанта. На фотографии на ленте бескозырки удалось прочесть из всей длинной надписи только одно слово Гидрограф -это название корабля на котором служил Дядя. Отслеживая историю этого корабля удалось выяснить что изначально он носил другое название и выполнял другие функции Это был Минный транспорт "Дунай"
История корабля:
Успешный опыт применения морского минного оружия в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызвал повышенное внимание со стороны руководства русского императорского флота к разработке методов ведения миной войны в акваториях и способам постановки минных заграждений. Планировалось устанавливать минные заграждения двух видов. В первом случае минные заграждения устанавливались в акваториях своих баз, крепостей и портов с целью затруднить или исключить вовсе выход корабельных соединений противника на удобные для артиллерийского обстрела позиции. Такие заграждения устанавливались, как правило, заблаговременно или же вообще в мирное время на основе гидрографических замеров и были управляемыми с береговых минных станций. Установка минных заграждений второго типа планировалось в период активной фазы боевых действий в акваториях портов противника, в районах сбора и маневрирования его эскадр, а также на транспортных коммуникациях. Такие минные поля устанавливались скрытно, без проведения предварительных гидрографических исследований свойств водных районов и должны были быть автономными, т.е. срабатывать автоматически при контакте с корпусом корабля противника.
Проблема автономности решалась применением усовершенствованных гальваноударных сфероконических и сферических мин системы Герца, установка же активных минных заграждений на заданную глубину, без предварительных промеров вызывала некоторые затруднения, которые были преодолены с помощью оригинальных изобретений сделанных рядом офицеров русского флота в конце XIX века.
В 1888 г. в рамках кораблестроительной программы 1885 г. Морским министерством был объявлен конкурс на проект и постройку минного транспорта. При рассмотрении проектов, представленных на конкурс в 1889 г. лучшим был признан проект шведской фирмы "Zindhozmen" (г. Гетеборг). В том же году фирма получила заказ от русского морского министерства на постройку серии из двух кораблей в соответствии с представленным проектом. Оба корабля были заложены в январе 1891 г. на гетеборгской верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный состав Черноморского флота под названиями "Буг" и "Дунай".
13.11.1891 г. минный транспорт "Дунай" был спущен на воду, а 20.04.1893 г. вступил в строй в составе практической эскадры Черноморского флота. его ТТД:Минный транспорт типа "Буг"
Водоизмещение: 1490 т.
Размеры: длина - 62,2 м, ширина - 10,4 м, осадка - 4,6 м.
Скорость полного хода: 14,2 узла.
Дальность плавания: 2150 миль при 8 узлах, 680 миль при 14,2 узлах.
Силовая установка: 2 паровых машины, 1400 л.с., 2 вала.
Вооружение: 425 (350 после 1912 г.) мин заграждения, 4х1 47-мм орудия; после 1915 г.: 2х1 75-мм, 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта; после 1919 г.: 3х1 75 мм орудия
Экипаж: 226 чел.
С 10.10.1907 г. корабль проходил службу в минной дивизии Черноморского флота в качестве минного заградителя. С августа по декабрь 1913 г. на Севастопольском судоремонтном заводе прошел капитальный ремонт, в ходе которого были заменены конструктивные элементы верхней и жилой палуб, а также водогрейные трубки паровых котлов.
В период первой мировой войны действовал в составе отряда кораблей по охране северо-западного водного района Черного моря. В 1915 г. проходил текущий ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, в ходе которого на "Дунае" были дополнительно установлены две 75 мм и одно 50 мм орудия.
В апреле 1918 г. был поставлен на хранение в порту г. Севастополя. В течении года был захвачен немецкими войсками, а затем перешел в руки английской военной администрации. В апреле 1919 г. после снятия с хранения и ремонта был включен в состав Морских сил Юга России. При эвакуации русской армии из Крыма был оставлен в Севастопольском порту и 14.11.1920 г. был захвачен войсками РККА.
В декабре 1920 г. был включен в корабельный состав Морских сил Черного моря (МСЧМ) РККФ в качестве минного заградителя. Со второй половины 1921 по январь 1922 г. проходил очередной ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, после которого 14.02.1922 г. вновь включен в состав флота в качестве транспорта. С 03.08.1922 г. после необходимого переоборудования вновь использовался в качестве минного заградителя. 31.12.1922 г. корабль был переименован и стал называться минный заградитель "1 мая".
К 29.10.1924 г. был выведен из боевого состава МСЧМ и переоборудован в гидрографическое судно. С 28.04.1928 г. вновь переоборудован и включен в состав отряда кораблей охраны водного района главной военно-морской базы МСЧМ.
01.01.1932 г. получает наименование "Гидрограф" и используется в качестве гидрографического судна. В 1934 г. выводится из состава Черноморского флота и ставится на хранение. 04.06.1940 г. снимается с хранения и передается в состав гидрографической службы Черноморского флота.
04.11.1941 г. гидрографическое судно "Гидрограф" на буксире сторожевого корабля "Петраш" вышло из Севастополя в Туапсе. В 15 ч. 08 м. корабли зашли в порт г. Ялты. Почти сразу же после выхода из порта корабли были атакованы авиацией противника. В результате повреждений, полученных от разрывов бомб, на "Гидрографе" возникла течь, поступление воды остановить не удалось, и он затонул в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди команды удалось избежать.
И тут возникают вопросы? Куда был направлен спасшийся экипаж затонувшего корабля? На другой корабль или разбросан по другим кораблям? Переформирован в морских пехотинцев? По свидетельству сослуживца земляка вернувшегося после ВОВ в родное село Яндыки, Тимофея Михайловича они виделись последний раз перед тем как прыгать в воду во время десанта, потому как после того как он выбрался на берег он его не видел более. Дядя числится безвести пропавшим с апреля 1943 года. То есть после "Гидрографа" он провоевал ещё полтора года. На одном из интернет ресурсов удалось найти упоминание о десантных операциях на ЧФ в апреле 1943 года в районе Новороссийска, они носили характер локальных десантных операций, разной степени успешности, направленных на удержание плацдарма на так называемой "Малой земле" некогда прославленной Л.И.Брежневым. Крупные десантные операции были войскового масштабы проходили уже осенью 1943 года. В сводках от Советского информбюро за апрель 1943 года сообщения о десанте отсутствуют.