В середине XIX века было положено начало производству смазочных нефтяных масел в России
Анатолий ТРОШИН
Отмена крепостного права в России вызвала быстрое развитие промышленности. Увеличение числа паровых двигателей, станков и машин, рост подвижного состава
на железных дорогах - все это требовало большого количества смазочных материалов. Ранее применявшиеся для этого масла растительного и животного происхождения уже не отвечали постоянно возраставшим требованиям к смазке. К тому же вследствие нагревания от трения в узлах машин они, разлагаясь, освобождали кислоты, разъедавшие поверхность металла.
Перед отечественными и зарубежными инженерами встала задача поиска новых и недорогих смазочных материалов, способных уменьшить трение и снизить износ частей машин. В их поле зрения оказались минеральные масла. Правда, историки до сих пор не пришли к общему мнению о том, где и когда был сооружен первый завод для их производства.
Одни считают, что впервые это осуществил известный французский ученый Густав Адольф Гирн (1815-1890). В 1844 г. он построил небольшой «масляный завод», на котором изучал физико-химические свойства «асфальтового жира» (его собирали для исследователя на шахтах Пешельброна, что во французском Эльзасе) и путем перегонки, с применением перегретого пара и серной кислоты для очистки дистиллята, получал минеральные масла. В промышленном масштабе Гирн освоил производство масел в 1853 г., уже на дру гом заводе, также работавшем на «жире» Пешельброна и Ложельбаха (французский департамент Верхний Рейн).
С другой стороны, многие зарубежные историки называют «основателем отрасли по производству минеральных масел» британского ученого Джеймса Янга (1811-1883). По их мнению, именно он построил в 1848 г. первый перегонный завод в Шотландии, на котором получал минеральное масло из богхеда (разновидности каменного угля), а затем, в 1865 г., другой - для производства минеральных масел из шотландских смолистых горючих сланцев. Получаемые на заводах Янга масла нашли применение на железных дорогах Шотландии.
Любопытно, но в зарубежных источниках и Гирна, и Янга почему-то называли... нефтяниками. Возможно, это объяснялось тем, что одна из теорий происхождения нефти базировалась на... «природной перегонке» каменного угля в земных недрах под воздействием высоких температур.
Вернемся, однако, к нашему списку географических мест, так или иначе связанных с производством смазочных материалов. Одно из них отмечено в Западной Украине, на Станиславском горном участке, где в 1840 г. из добываемой нефти, точнее - из ее остатков, путем «упаривания» на открытом огне производилась колесная смазка. Нечто подобное предпринимал в 1849 г. и американец С.Кир из Питтсбурга на своем нефтеперегонном заводе, где производил керосин. Он тоже смешивал нефтяные остатки с различными добавками и использовал полученную субстанцию для смазки подшипников в машинах. Опыт Кира подхватили и другие американские промышленники, благодаря чему в середине XIX века США стали основными поставщиками минеральных масел в Россию и Западную Европу. Однако хотя их и получали в основном из нефтяных остатков, в них для увеличения густоты добавляли растительные масла, животные жиры и даже гуттаперчу, что сказывалось на качестве.
Искали путей для производства более качественных смазочных материалов и русские инженеры. В начале 60-х годов прошлого века в качестве колесной смазки использовались нефтяные остатки, к которым подмешивалась «для цвета» древесная смола. Но все это, как говорится, было «кустарщиной», и вплоть до 1865 г. ни один из российских заводов так и не наладил промышленный выпуск смазочных материалов.
Долгожданный перелом наступил в 1865 г., когда купец из Мурома Федор Смолянинов построил в Астрахани завод для получения смазочных масел из нефтяных остатков бакинской и челекенской нефти, доставлявшейся сюда по Каспийскому морю. Успех предприятия превзошел все ожидания, и в 1867 г. Смолянинов решает перевести завод в центральную часть России. Его новым адресом становится с. Коржавино, в 7 км от г. Мурома (Владимирская губерния).
Первоначально Смолянинов надеялся создать для своего производства собственную сырьевую базу и даже взял в аренду нефтеносные земли на правом берегу Волги. Однако две пробуренные им скважины (глубиной 17 м и 23,6 м), достигнув нефтяного известняка, так и не смогли преодолеть эту твердую породу, и предпринимателю вновь пришлось вернуться к закупкам бакинской нефти.
И все же по тем временам производство Смолянинова считалось довольно значимым и весьма преуспевающим. Так, в 1872 г. было получено 328 т керосина, 164 т масла и 82 т «мылонафта». Оборудование предприятия состояло из двух паровых котлов, семи железных перегонных аппаратов (вмещавших по 0,98 т нефти), и трех чугунных (по 1,3 т), одного чугунного очистительного котла с мешалками, одного железного чана и двух чугунных. По губернской земской оценке, в 1882 г. завод стоил 16400 рублей.
Весьма широк был и ассортимент выпускавшейся продукции. Так, В.Рагозин в своей книге «Нефть и нефтяная промышленность» писал, что на заводе купца Смолянинова получали лучшие сорта смазочных масел - веретенного, машинного, цилиндрового, - а также сажу, вар, кокс и побочный продукт - тяжелый керосин. В 1870 г. образцы смоляниновских минеральных масел были представлены на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге.
Производственные мощности муромского завода уже в первые годы его существования позволяли снабжать смазочными маслами большую часть промышленных предприятий России - Сормовсий завод, текстильные фабрики Ярославля, Твери, Серпухова, Москвы (Прохоровская мануфактура), фабрики и заводы Владимирской губернии, Вышнего Волочка, Вязников и т.д.
С первых лет работы своего завода Смолянинов стремился к наиболее глубокому использованию сырья, разделяя мнение великого Менделеева, считавшего расточительностью получать из нефти только керосин и мазут. При этом ученый ссылался на основное различие между американской и кавказской нефтью - первая давала около 75% керосина и 25% остатков, а вторая - только 33% керосина, а большая часть приходилась на остатки.
Но успех в России почти всегда идет в ногу с неудачами, а белая полоса чередуется с черной. История со смоляниновским предприятием - не исключение из общего правила. Первой «подножкой» стало отсутствие достаточных средств для расширения производства. Затем много крови предпринимателю попортил Департамент неокладных сборов, где Смолянинов вынужден был доказывать, что продукты, получаемые на заводе, использующем в качестве сырья мазут, не должны облагаться акцизом, так как он уже был уплачен с нефти. Наконец, не обошли стороной его предприятие стихийные бедствия, особенно пожары. После каждого из них завод восстанавливался, но при этом постоянно сужались размеры производства, возникали серьезные проблемы с реализацией готовой продукции.
И все же главной причиной упадка предприятия Смолянинова стала конкурентная борьба. На российском рынке появилась продукции более крупных заводов по производству нефтяных смазочных масел - Балахнинского, основанного в 1875 г. в 40 км от Нижнего Новгорода, и Константиновского, построенного четыре года спустя на берегу Волги, возле Ярославля. Оба «гиганта» процветали год от года, в то время как звезда завода в Коржавино катилась к закату.
В 1903 г., после смерти Федора Смолянинова, дело в свои руки взял его сын Петр. Но как мог он противостоять натиску более мощных конкурентов, если в год смерти основателя муромского завода на нем трудилось всего 12 рабочих. 45-летняя история смоляниновского предприятия завершилась в 1912 г. Словно отдавая последнюю дань его отцу-основателю, оставшиеся семь рабочих выработали последнюю продукцию, после чего ворота завода навсегда закрыли на замок.
Вторая половина XIX века ознаменовалась в России бурным ростом нефтяной промышленности в целом и производства нефтяных смазочных масел в частности. Причем, последнее по своим показателям и техническому уровню даже превосходило соответствующие отрасли многих зарубежных стран. И свой, пусть небольшой, кирпичик в общее здание технического прогресса вложил и муромский первопроходец Федор Смолянинов.