Женский однодворческий костюм села Вяжи Новосильского уезда. Конец XVIII века.[5]Об особой гармонии платья и природной красоте однодворок И. С. Тургеневу писал известный литературный критик В. П. Боткин, посетивший вместе с А. А. Фетом деревни Ливенского уезда Орловской губернии: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее — одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая чёрной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках».[6] Однодворцы, происходившие из северных регионов России несли в чернозёмной зоне элементы северной русской культуры — сарафаны и кокошники.
Однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Стол у них, хоть и был «небогатый», но разнообразный. Многие старинные кушанья можно попробовать именно в однодворческих семьях. Например, саламата — густой, как каша, молочный суп, кипящее молоко, заправленное мукой, куда иногда добавляют ещё и каймак; также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пшеничной мукой. «Ливенцы саламатой мост обломили» (В. И. Даль, т.4, с.130), то есть ехали встречать воеводу или баскака и везли в подарок по горшку саламаты с каждого двора. Несомненно, саламата — еда восточного происхождения, обычная казачья пища в степных походах старого времени. У сегодняшних мусульман есть похожее ритуальное блюдо, которое готовят в ночь перед празднованием новруза (зороастрийского Нового года). Очень самобытно выглядело праздничное угощение у Ливенских однодворцев. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хозяйка тут же выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником, политым коровьим маслом (память о «поклонении хлебу»), а хозяин — «обносил» гостей. При этом пили все из одной чарки. Следующее блюдо — холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. А уже потом ставили другие закуски, смотря по-зажиточности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт. Кроме этого, индейки и гуси разводились главным образом однодворцами, а уже затем распространились в другие деревни.
Что же до сильной стати потомков однодворцев, то граф Сергей Львович Толстой (сын писателя) однажды верно подметил: «…они (однодворцы) никогда не знали помещиков-крепостников. Это и сказывалось на их более свободном и доверительном отношении, и чувстве собственного достоинства. Они относились к дворянам не как к господам, а как к богатым хуторянам, здороваясь они протягивали руки, приглашали их в гости, не стеснялись, не притворялись, не попрошайничали…»
фильм «Однодворцы»
Однодворцы – обособленная группа сельского сословия, отличавшаяся от прочих сельских сословных групп своим происхождением и формированием, жизненным укладом и традициями, а до 1834 года (когда они юридически были включены в состав государственных крестьян) и особыми правами и привилегиями.
Происхождение термина очевидно: однодворец – живущий одним двором. Как сословная группа, однодворчество сложилось в течение второй половины XVII века, а Именным указом 26 ноября 1718 года «О введении ревизии...» (об общей переписи податного населения, 1-я ревизия) был юридически определен их социальный статус ‒ состоящие в подушном окладе. С этого момента однодворцы, имели некоторые преимущества перед другими податными группами сельского населения (о чем ниже расскажем подробнее), а за частью однодворцев (из бывших детей боярских) сохранялось право при определенных условиях возможность выйти в дворянское сословие, с точки зрения исследования их генеалогии утратили какие-либо отличия от крестьянства.
Как и для всех крестьян, первичными для изучения генеалогии однодворцев становятся ревизские сказки и общие для всех метрические книги и исповедные росписи.
Только в части вторичных генеалогических документов можно увидеть некоторые свойственные однодворцам особенности. В 1834 году однодворцы как сословная группа были законодательно упразднены и включены в состав государственных крестьян.
Жизненный уклад, быт и традиции однодворцы сохраняли еще долго, но основной род занятий: пахали и сеяли как крестьяне, в военную службу уже не верстались, а набирались рекрутским набором, не мог не стереть из социальную особенность. Примечательно, что факт равенства однодворцев и крестьян был принят еще составителями первого «Полного собрания законов Российской Империи, 1649‒1825 гг.», которые в предметном указатели на слово «Однодворцы» поместили отсылку «См. также: Крестьяне, ст. V». Статья V о крестьянах посвящена казенным крестьянам. Но, все это предмет для общей истории и других специальных генеалогических дисциплин, для генеалогии однодворчество как особая для изучения группа населения переслала существовать с момента записи их в сказки первой ревизии.
На смену русским однодворцам (юридически ликвидированным в 1834 году) пришли однодворцы западных и юго-западных губерний Российской Империи, о которых в генеалогической литературе и не вспоминают, хотя эта сословная группа просуществовала до декабря 1917 года и была ликвидирована наряду с прочими большевистским декретом.
Во время трех разделов Речи Посполитой (1772‒1795) Российская Империя получила огромную территорию (современная Белоруссия, Правобережная Украина) и до 6,5 миллионов населения. Подавляющей частью этого населения были белорусы и украинцы. В социальном плане процент привилегированного населения в бывших Великом Княжестве Литовском и Королевстве Польша был намного выше, чем в России. Вместе с крестьянами и весьма развитым городским (мещанским) населением Россия получила огромное количество благородной, но весьма бедной шляхты. Законы и традиции Речи Посполитой позволяли шляхте самостоятельно пахать и сеять (что по русским понятиям и закону было «неблагородно»).
С 1772 года начался длительный и весьма проблематичный процесс адаптации польского (этнически, конечно, с большой долей малороссийского и особенно белорусского) шляхетства в социальной структуре нового для них государства. Для некоторых шляхетских родов признание в дворянстве продолжалось до начала Первой мировой войны. Новые российские законы вынуждали не доказавших свое благородное происхождение шляхтичей записываться в податные сословия, некоторые шляхтичи, жившие на чужой земле, даже попадали в крепостную зависимость. Социальные комиссии по разбору бывшей польской шляхты работали до 1847 года, когда было принято решение о том, что вопрос в целом решен и всех не доказавших дворянских прав шляхтичей записывать в податное сословие. Однако в качестве небольшой уступки бывшей шляхте предоставили право писаться не крестьянами, а однодворцами, что стало возрождением сословной группы в иных условиях и другой основе.
После подавления Польского восстания 1863‒1864 годов, в котором особенно активную роль сыграла шляхта белорусская, началась массовая запись их в крестьянство. Так более 37 тысяч человек белорусской шляхты Могилевской губернии, уже числившихся по последней ревизии однодворцами, были записаны в крестьянское сословие. В Юго-Западном крае (бывшие земли Королевства Польша) однодворчество сохранило свое достаточно значительное представительство до краха Империи.
Не сказать здесь об этом однодворчестве (западнорусском) было нельзя, но подчеркнем, что по сути это совсем другая история, о которой стоило бы рассказывать в разделе о дворянстве.