ИКТ в учебно-воспитательном процессе сельской школы
(опыт внедрения, проблемы и перспективы).
Рассмотрены некоторые теоретико-методологические, технологические аспекты проблемы создания и использования информационных технологий, анализируется опыт внедрения ИКТ в учебно воспитательный процесс сельской школы. Прогнозируется появление возможных проблем будущего развития ИКТ в формирующемся образовательном пространстве.
Главное несоответствие лозунгов реформы её
реальному содержанию заключается в том,
что все новации подводятся под обоснование
перехода от концепции функциональной
подготовки к концепции развития личности...
Алексей Власов.
Всякий разговор об адекватных рефлексиях школы на вызовы социального или государственного заказа, о реализации педагогических новаций в процессе реформирования образования, только тогда оправдан, когда под него подведена не только финансовая, в условиях любых форм финансирования, но и научно методическая база[1].
Внедрение в учебно- воспитательный процесс школы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) настоятельно требующих знаний и умений учителями и обучающимися отыскивать необходимую информацию, хотя и не бесспорное, но пока в определённой степени решение оправданное. Реализация этой новации в заведомо худших условиях технической оснащенности, нежели те, что существуют в ВУЗах, неизбежно ведут к дискредитации ИКТ в глазах и ученика школы и школьного учителя.
И первые, и вторые могут эффективно учить только то, что они в состоянии с интересом освоить и что им может пригодиться в жизни. Компьютер в значительной степени способствует развитию творческой активности участников образовательного процесса, особенно если учиться на нем, а не учиться ему, если не зацикливаться на чисто технической стороне ИКТ. В руках умелых пользователей это эффективное средство развивающего обучения. Как известно основополагающая истина педагогики заключается в том, что основа всего - мотивация. Дети, будут успешно учиться, а учителя учить лишь, если почувствуют полезную отдачу от своего труда.
Однако освоение этих технологий, и их эффективность на уроках особенно в условиях сельской школы охарактеризовать однозначно нельзя.
Наряду с несомненными плюсами внедрения новых технологий приходится сталкиваться с теми неизбежными проблемами, которые возникают на пути внедрения ИКТ в учебно воспитательный процесс. Наш опыт внедрения ИКТ в сельской школе, выявил как сходство с опытом других первопроходцев, в основном горожан, так и свои местные проблемы и пути решения. Работа еще продолжается, но уже сделанное приносит вместе с известным удовлетворением от достигнутых результатов и отдачей на вложенный «капитал», новые заботы и тревоги. Сразу оговоримся что вся деятельность по освоению и внедрению компьютерных технологий шла в условиях полной отстранённости чиновников от образования, практически базировалась на голом энтузиазме администрации школы, членов родительского комитета, и коллектива учителей. На первом этапе реализации нашего проекта, в школе своими силами и на свои средства, был произведен монтаж локальной сети, который связал всего 8 компьютеров в единую сеть. Были установлены компьютеры в классах: информатики (5 шт. полученных по президентской программе), в библиотеке (1шт), администрации школы (1шт.) и один мобильный ноутбук (подарок к 50 - летию школы), соединяющийся с локальной сетью по Wi-Fi. В этом году к ним прибавилось ещё 6 компьютеров и один файловый сервер. На нем созданы с помощью программы Alcohol 120% образы всех имеющихся в наличии дисков с мультимедийными разработками уроков, словарями, энциклопедиями, и т.д. Запустить любую из имеющихся программ можно на любом компьютере по локальной сети. В библиотеке установлена программа библиотечной базы данных, медиатека изэлектронных учебников.
Основным компонентом внутренней сети является прокси-сервер. Он необходим для обеспечения безопасной работы всех компьютеров в школе. Как известно сервер от рабочей станции отличается наличием специализированного программного обеспечения. В качестве ОС была выбрана свободно распространяемая операционная системаFreeBSD 6.2. Ее плюсами являются: отсутствие денежных затрат на приобретение лицензий, высокая производительность и надежность при работе в режиме 24х7, низкие требования к комплектующим, удобное удаленное управление.
Сервер установлен таким образом, чтобы физически разделить внутреннюю сеть и сеть «Интернет». Таким образом, все входящие и исходящие запросы неминуемо проходят через него. Для подключения к сети «Интернет» используется высокоскоростной ADSL модем.
Установка сервера позволила решить следующие задачи (в скобках указано свободное программное обеспечение с помощью которого это было реализовано):
- Разделение внутренней сети и сети «Интернет». До этого все компьютеры школы были подключены к «Интернет» напрямую.
- Защита внутренней сети от вторжений из сети «Интернет». До этого защита возлагалась на локальные машины. (IPFW).
- Автоматическая раздача настроек сети для локальных машин. Позволила упростить настройку сетевых подключений компьютеров. (isc-dhcp3-server).
- Установка сервера ДНС. Позволила сократить количество Интернет-трафика за счет кэширования и дало возможность получать доступ к локальным ресурсам по их «именам» вместо IP адресов. (BIND 9)
- Ограничение доступа к ресурсам сети «Интернет». Позволило контролировать расход трафика сотрудниками и учащимися, запрещать доступ к сайтам не имеющим отношения к работе и учебе: реклама, насилие, развлечения (squid).
- Подсчет потраченного Интернет-трафика. Позволило получать подробные отчеты по каждому сотруднику и ученику. (sarg)
- Создание локального веб-сервера. Позволило разместить сайт школы на своем сервере. (apache 1.3)
- Установка почтового сервера. Позволило самостоятельно создавать почтовые ящики для сотрудников школы и учеников, вести внутреннюю переписку не расходуя Интернет-трафик. (exim 4 + dovecot).
В течение двух лет в школе функционирует пока единственный в нашем районе, созданный силами учащихся кружковцев, учителя информатики, других учителей школьный сайт, явившийся серьезным стимулом к освоению многих тонкостей в компьютерных технологиях дизайна, программирования и организации сайтов. Новое поколение готовит свой новый проект динамического сайта, который станет не только источником открытой информации о школе, но и средством распространения передового педагогического опыта, методических находок, популяризации достижений учащихся, в учебе, спорте, и творчестве участников образовательного процесса.
Второй этап в реализации программы внедрения ИКТ в УВП в школе предполагает:
1)разводку кабелей сети по всем имеющимся в школе кабинетам, (что в определённой мере уже реализовано), и по мере пополнения компьютерного парка, размещение в каждом кабинете сначала по одному рабочему месту учителя и подключения всех кабинетов к сети. Пока же кабельная разводка, в классах, где не установлены компьютеры, используются для подключения ноутбука в случаях неустойчивой связи с модемом по Wi-Fi, что даёт возможность продуктивнее использовать пока единственный в школе (один из немногих в районе) мультимедийный проектор.
2) установление связи по электронной почте с теми из учащихся, родителями и учителями, кто имеет домашние компьютеры с выходом в «Интернет». Теперь используетсявозможность не только отправлять по электронной почте, письма родителям, приглашения на школьные мероприятия, но и материалы для уроков найденные в Интернете самими учащимися. Наличие даже такой относительно примитивной сети, показывает по отчетам, что уровень использования трафика заметно выше тех школ района, где сеть пока не создана.
С января текущего года установлены программы АРМ Директор, АВЕРС-Бухгалтерия, АРМ Тарификация, что с созданием баз данных заметно облегчит многое в организации УВП, инспекторской деятельности администрации, мониторинга и во многом другом, включая и упрощение отчетности в вышестоящие органы управления образованием. К стати первое к чему изъявили желание родители получать доступ, это к электронным журналам успеваемости учащихся, или электронным аналогам дневников успеваемости которые при установке защиты от несанкционированного доступа и не подчистишь и не выкинешь.
Следует заметить, что внедрение ИКТ в учебный процесс - это достаточно сложная задача и не столько техническая, сколько аппаратно-программная и психологическая. Сегодняшний учитель школы уже вполне представляет себе, что без компьютера ему не обойтись, и нужен он ему как инструмент для реализации своих профессиональных функций. Однако он, как и ребенок, если не в большей мере, не может преодолеть в себе страх, перехода между двумя психическими состояниями: «я ни когда не пойму, как это делается и не смогу это делать» и «это на столько очевидно, что я не могу понять, что здесь можно объяснять»[2] и тем самым преграждает себе путь на следующую ступень педагогического мастерства. Тем не менее, за последние три года как появился в школе Интернет (сначала обычный, потом скоростной) большая часть учителей нашей школы этот барьер преодолела. Сейчас они решают вполне закономерную проблему, методически грамотного использования возможностей ИКТ. Для одних это оправданное включение элементов ИКТ в традиционные безкомпьютерные модели уроков. Для других разработка новых методических приёмов с использованием ИКТ. И по мере расширения и углубления практики внедрения ИКТ в УВП, круг проблем и дидактики и методики будет соответственно расширяться и углубляться. Отсюда возрастает роль расширения и углубления связей как с региональными ИПК, так и областным координационным центром по внедрению ИКТ в образование. Практика внедрения ИКТ в нашей школе подвигла педколлектив пересмотреть не только периодичность, но и тематику, форму курсов повышения квалификации и переподготовки. От стереотипных курсов повышения квалификации по специальности на базе Сар ИПК и ПРО, и дистанционного обучения различным специальным технологиям, до организации обучения всего коллектива сразу всеми специалистами ИПК на базе самой школы. Нет нужды говорить что, практически все должны были пройти курсовую подготовку и освоить азыкомпьютерной грамотности. Следующим закономерным этапом в освоении умений работы с программами, запланированы мероприятия по изучению программ Microsoft OfficePowerPoint, Adobe Photoshop, CorelDraw, Macromedia Flash и т.д., и последовательное распространение этих умений на учащихся. Второй год занятия в кабинете информатики приходится проводить по расписанию распределившему дни и уроки для учителей предметников в часы когда там нет практических занятий по информатике.
Сейчас многие ученики даже из числа семиклассников с удовольствием помогают учителю готовить презентации, разработки уроков с включением анимации и видеоряда, таким образом выяснилось, что глубина освоения ИКТ ими порой больше чем у учителя предметника. Обозначилась проблема взаимоотношений двух из трёх участников образовательного процесса. Перед коллективом встала задача повышения методического уровня использования приобретённого и созданного Интранет – контента объёмом уже более 80 Гбайт, поскольку процесс его наращивания не прекращается. Для этого аккумулируются и используются ресурсы самых разных производителей программного продукта. Но это порождает проблему их системного и комплексного использования из-за различий в интерфейсе. Конечно, бурное развитие информационных технологий приводит не только к снижению себестоимости производства аппаратных и программных средств, но и, что очень важно, к поддержанию совместимости продуктов и компонентов в рамках магистрального направления развития ИКТ. Однако процесс этот идёт медленнее, чем хотелось бы. Сегодняшняя их дороговизна, существенным образом сдерживает процесс внедрения ИКТ в сельских школах на высоком научном и методическом уровне. Появление новых коммуникационных технологий, в частности технологии WiMAX рождает надежду, что её освоение и использование существенно расширит не только физические возможности, но и подтолкнет развитие творческой инициативы всех участников образовательного процесса. Что потребует от наших ученых и передовых педагогов практиков поиска, как новой парадигмы, так и разработки соответствующей концепции дальнейшего развития образования. Пока же разрабатываемая в школе перспективная программа развития учитывая возможности технологии WiMAX, реалии сегодняшнего дня, перспективы связанные с внедрением подушевого финансирования и в связи с этим неизбежной реструктуризации сети школ, по сути, нацелена в какой то мере более на самосохранение школы в динамично меняющихся векторах реформ. Поиск выходов из этой ситуации привел коллектив к мысли о возможности в перспективе использовать технологию WiMAX в развитии сетевого и дистанционного образования.Технология стандарта IEEE 802.16-2004, именуемая WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access) одна из самых перспективных инноваций,WiMAX (по заявлению производителей) предполагает надежную передачу информации на расстояние 50–70 км от точки доступа со скоростью до 75 Мбит/с. И что важно, эта технология позволяет передавать не только данные (пакетные и голосовые), но и видео - и аудиопотоки. А это делает возможными интеграцию и унификацию уже существующих в школе коммуникационных сетей, на базе WiMAX[3]. Интернет, электронная почта и мультимедиасообщения, видеофон, веб-трансляция, цифровое мобильное телевидение, цифровой образовательный канал, удаленный доступ и многое другое, на сегодняшний день уже вполне реальная возможность.
В нашем Александровском муниципальном округе три средних школы и одна начальная, расположены друг от друга на расстоянии от 3-х до 10 км (на прямую эти расстояния еще меньше). Между собой они связаны дорогой с относительно сносным асфальтовым покрытием.
Анализ всех составляющих, местоположение, степень развития ИКТ, наличие компьютерной техники в школах, технические возможности новых устройств связи (даже если производители в целях рекламы заявили несколько завышенные показатели покрытия расстояния), даёт основания утверждать возможность установления устойчивойбеспроводной высокоскоростной связи с этими школами при помощи установки оборудования в самой школе. А так же возможность создания местной мини-глобальной, (если так можно выразиться) сети, объединения имеющихся контентов в единый и присоединение к глобальным Интранет/Интернет ресурсам.[4] Проще говоря появляется возможность организации сетевого образования, предпрофильной и профильной подготовки, дистанционно, без поездок сетевых преподавателей (пусть и не очень далёких в нашем случае) или самих обучающихся из школы в школу. Проведение дистанционных интерактивных занятий по этой мини-глобальной сети с использованием теле – моста и все это в режиме реального времени проблема технически давно решаемая. Другими словами в традиционный процесс обучения активно вторгается одной из форм ещё и дистанционное образование, только уже на более высоком техническом, технологическом и т.д. уровне[5]. Установление такой связи сельских школ с ведущими ВУЗами города СГУ, СГАУ, СГСЭУ, СГАП, Сар ИПК и ПРО, кардинально изменило бы ещё и характер и качество образования, не только в школах, но и самих ВУЗах, заметно выровняла уровень предоставляемых образовательных услуг, и стартовые возможности при поступлении. По большому счёту это создаёт новые возможности предварительной селекции будущих абитуриентов по всем интересующим ВУЗы параметрам. Для этого необходима продуманная разработка региональной (а может и федеральной) программы внедрения ИКТ в образование, с реальным полномасштабным финансовым обеспечением. Конечно эта новация, заложенная в программу развития, как и всякая другая, требует глубочайшей продуманности, четкой организации, всесторонней обеспеченности, а по большому счету проблема эта требует более серьёзного, всестороннего системного исследования выходящего за рамки формата статьи. Ожидать когда все связанное с ИКТ подешевеет на столько, что станет доступным для покупки на деньги родителей-спонсоров прямо скажем не богатых сельчан Саратовщины, было бы малоразумным. Потому, что на смену всего три года назад появившейся технологии WiMAX уже появилась устройство под названием MeshMAX со свободными точками доступа, сочетающее в себе все преимущества технологий WiMax и Wi-Fi. Другими словами новые технические возможности качественно преобразуют образовательное пространство, так как в него вольются новые потребители образовательных услуг, с новыми социальными запросами и заказом. А это рождает ряд сопутствующих проблем, связанных с предоставлением образовательных услуг взрослым. Пока ещё нет ВУЗов готовящих андрогогов (специалистов в области обучения взрослых) нет и таких программ, по которым можно было бы быстро переподготовить для этой цели педагогов. Как справедливо замечает Л.Н.Горбунова пока эти трудности возникают в области переподготовки педагогов «в условиях динамично развивающегося образования[6]»… Следовательно проблема подготовки и специалистов, и УМК, и заполнения образовательного пространства, всей гаммой необходимого для этой деятельности программно аппаратных - мощностей для завтрашнего обучения школьников и переобучения взрослых посредством новых ИКТ, проблема уже сегодняшнего дня.
[1] Еще три года назад Сергей Митрофанов абсолютно точно назвал две главных проблемы российской образовательной системы: Отсутствие реальных и адекватных капиталовложений в систему образования, что не в состоянии компенсировать никакая реформа; и непримиримый антагонизм сторонников концепции государственной ответственности за образование и сторонников либеральной модели, который не позволяет остановиться на какой-либо внятной общенациональной концепции. http://www.ia-centr.ru/comments.php?id=55
[2] С.Переслегин. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М С-Пб.2005г С.594
[3] WiMAX - это коммерческое название стандарта беспроводной связи, основанной на стандарте IEEE 802.16-2004, разработанном WiMAX Forum. Сама аббревиатура WiMAX: Worldwide Interoperability for Microwave Access переводится как «Международное взаимодействие для микроволнового доступа»
[4] В России опыт внедрения мультисервисной сети широкополосного радиодоступа на базе технологии pre-WiMAX осуществлён в поселке Красково (Люберецкий район Московской области).
[5] Правительство России в постановлении от 23 мая 1996 г. № 498 “О развитии системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации” поручило Госкомвузу России представить в правительство предложения по развитию единой системы дистанционного образования в России. В соответствии с этим поручением была разработана концепция и программа развития ДО в России на период с1995 по 2000 гг. К сожалению, эти планы не удалось воплотить, как предполагалось, в широкомасштабную государственную программу.
[6] Горбунова Л.Н.Дистанционное повышение квалификации: идущие на встречу. Вопросы информатизации образования №3 апрель 2006г.с.29
Список литературы и примечания.
1. Переслегин С. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М. С-Пб. 2005 г.
2. Центр Дистанционных Образовательных Программ ИПК госслужбы. 2005 г. – Регл.доступа: http://www.ipkgos.ru/C_dop/evolucia_znania.html
3. Протоколы болонских мудрецов. А. Власов. – Регл.доступа: http://www.ia-centr.ru/ comments.php?id=55