Уездные земства и проблемы просвещения крестьянских детей во второй половине XIX века.
/По материалам Балашовского и Сердобского уездов./
Аннотация
С начала 60-х годов XIX столетия проблема образования занимала одно из важнейших мест в деятельности как правительства, так и различных общественных структур, и земства в том числе.
В ходе поиска выхода из нараставших кризисных тенденций неизбежно возникал вопрос о необходимости качественных изменений интеллектуального уровня различных слоев населения. Вследствие неодинаковости условий развития в различных регионах страны, демографических и социальных процессов, происходивших в крестьянской среде, различно было и состояние народного образования в разных регионах. Большую роль в решении этой проблемы сыграли уездные земства. Данное обстоятельство сказалось и на развитии народного образования в Балашовском и Сердобском уезде Саратовской губернии в 60 - 80 -е годы XIX столетия.
Ключевые слова: народные училища, земство, система образования, учительские кадры.
Одной из существенных характеристик уровня социокультурного развития народных масс является степень распространения просвещения и в первую очередь школьного образования. В исторической литературе достаточно подробно эти проблемы исследованы применительно к большим регионам, полно, например, показана роль земской школы в развитии обучения крестьянских детей.[1].
Однако, вне поля зрения историков остается вопрос о деятельности народной школы в отдельных небольших районах, таких, как, например, уезды.
Ситуация, сложившиеся в стране к концу 50-х годов XIX столетия, вызвала грандиозный общественный подъем, вызванный унизительным поражением империи в Крымской войне и ставивший целью проведение кардинальных реформ. По сути это являлось выражением ментальности, проявлявшейся и членов царского дома, и в определенных кругах дворянства, и у буржуа, и у разночинцев. Не последнее место в новых общественных веяньях занимали проблемы образования и педагогики.
Необходимо отметить, что в доземский период сельская школа в глухих углах России влачила чрезвычайно жалкое существование. Характеризуя состояние народного образования в Балашовском уезде в первой половине XIX века А.Никольский писал: «Грамотность в народе вообще незначительна…. Обращаясь к классу крестьян можно сказать, что из 1000 душ грамотных сыщется не более 5; так есть много селений, в которых не найдется ни одного человека, знающего грамоту».[2]
Отставные солдаты, недоучившиеся семинаристы, «девки – вековухи» и другие «деревенские грамотеи» за определенную плату обучали деревенских детей. Н.Ракитников говорит, что «вряд ли мы ошибемся, если примем, что около 3/4 или даже 4/5 всех грамотных научились грамоте в дореформенное время вне официальных школ».[3]
Существенную роль в развитии сельского образования играли либерально настроенные помещики. Помещичьи школы существовали в Балашовском уезде в селе Романовка на средства графа А.И.Воронцова, в селах Новопокровское и Котоврас на средства В.Л.Нарышкина.
В Балашовском уезде также существовали школы, открытые удельным ведомством. Такие школы имелись в селах Большой Мелик, Еловатка, Малиновка и Усть – Щербедино. Детей обучали «чтению книг церковной и гражданской печати и рукописей, закону Божию по краткому катехизису и священной истории, чистописанию, четырем первым действиям арифметики с употреблением счетов».[4]Чиновники Саратовского удельного имения отмечали, что крестьяне далеко не всегда с удовольствием отдают детей в школу. Это объяснялось тем, что обучение в школе не всегда вело к изменению условий жизни и социального статуса крестьян.
Имелись в Балашовском уезде школы, открытые местным духовенством. Так, в селе Большой Карай местный священник Смирнов открыл в 1842 году начальную школу.
В целом к концу 50-х годов XIX века в Саратовской губернии имелось 244 учебных заведения: 3 средних с семинарией, 9 уездных и 14 приходских мужских училищ, 4 женских уездных училища и народная школа, 197 сельских училищ, несколько десятков частных учебных заведений различного уровня.[5]. В Сердобском уезде в с.Зубриловка еще с начала XIX столетия функционировал частный пансион на средства князей Голицыных – Прозоровских.[6]
К середине XIX века на одного грамотного в Саратовской губернии приходилось 25 неграмотных. У удельных крестьян на одного грамотного приходилось 18,12 неграмотных, у государственных – 36,35 неграмотных, у помещичьих – 82,43 неграмотных.[7]
С 60-х годов ХIХ столетия получают распространение школы, открытые по инициативе самих крестьян, которые прибегали к дешевым услугам местных грамотеев. Так, в селе Аркадак Балашовского уезда «несколько детей учатся у солдата, учит по прежней азбуке читать и писать по гражданскому, получает по 50 коп. в месяц, ходят к нему на квартиру – сам ходить не может». В деревне Ильмень Росташевской волости того же уезда «раньше учил сельский писарь, но ленится. Теперь учит 18-летний парень, научившийся от писарей, начал еще первый год. Вначале к нему ходило 18 мальч., теперь только 13. С мальчика берет по 35 коп. Учит читать, писать и счету: начинает с азов по церковному. Занимаются ребята /в избе учителя/ целый день чтением, пишут только двое».[8]
Существенный вклад в дело народного образования внесли уездные земства, созданные в ходе земской реформы 1864 года. Как справедливо отмечал Н.В.Чехов, «деятельность первых земств 60-х годов была началом той исторической борьбы, которую повело в лице земства русское общество за право владеть школою. Эта борьба и одержанная в ней обществом победа определили характер русской народной школы, как школы общественной, а не государственной. Этим русская школа резко отличается от школы германской и французской и приближается к школе английской и особенно американской[9]».
Далеко не сразу земства смогли сосредоточить в своих руках все организационные усилия по созданию и обеспечению функционирования народных школ. В начале ХХ века Н. Ракитников указывал, что «земство на первых порах было почти столь же чуждо массе крестьянского населения, как и чиновники, и ему еще предстояла впереди трудная и долгая задача сближения с народом, ознакомления его со своей деятельностью, завоевания его доверия и поддержки».[10] Необходимо было решить и другую задачу, о которой справедливо говорил Д.Л. Мордовцев: «Надо было в то же время научить народ не бояться школы, потому что безжалостная история научила его бояться старой казенной школы, как и казенной больницы и казенного острога, а казнокрадствующая и мздоимствующая власть поддерживала в нем страх»[11].
В 1866 году на 1-м земском собрании в Сердобске было принято следующее постановление: «Так как в настоящее время земство не имеет средств на основание на свой счет училищ, то отложить суждение по сему предмету до других собраний.» В 1867 году «после долгих прений, при выраженном гласными от крестьян желании безотлагательно открыть школы и поддержать существующие» Сердобское земское собрание решило «предоставить это дело на волю самих крестьян» и «покорнейши просить г.г. мировых посредников обращать по возможности внимание на то, чтобы сельские школы не нарушались, а в крестьянах поддерживалось видимое стремление к распространению грамотности в их сословии».[12]
Необходимо, на наш взгляд, особо подчеркнуть, что гласные от крестьян выступили за немедленное решение школьного вопроса. Эту тенденцию среди сердобского крестьянства отметил и в начале 90-х годов XIX века сердобский земский деятель И.И.Гильбенберг: «Отмена крепостного права и последовавшие затем общие изменения в условиях экономической и духовной жизни создали среди крестьян большую потребность в грамотности, средства для удовлетворения которой они, однако, должны были вплоть до второй половины 70-х годов искать сами без содействия местного земства.»[13]
Признавая это замечание достаточно убедительным, в то же время не следует абсолютизировать вывод о слабой причастности земств на раннем этапе к функционированию системы образования. Так, в мае 1866 года чрезвычайная сессия Саратовского губернского земства избрала в училищный совет своих гласных от земства. Среди них был и гласный от Сердобского уезда С.А.Устинов.[14]
Ситуация начинает меняться в начале 70-х годов ХIХ века. В 1872 году Балашовское уездное земское собрание решило направить в какую-либо учительскую семинарию шесть мальчиков для подготовки к учительской деятельности в сельских школах Балашовского уезда и назначить им стипендии в размере 150 рублей в год. Кроме того, в смету расходов управы были внесены 5000 рублей на нужды сельской школы.[15] Предполагалось, что эти средства пойдут на увеличение жалованья сельским учителям с целью привлечь более квалифицированных специалистов. Председатель управы Н.П. Коваленков посылает в Новоторжскую учительскую семинарию 8 стипендиатов. Гласный уездного земства М.Д.Парусинов добавляет на свои деньги к ним еще одного, гласный С.А.Кожевников за свой счет помещает одного юношу в Тамбовский Екатерининский учительский институт. В 1873 году на образование выделено 8240 рублей. В 1874 году земское собрание постановило внести в смету дополнительно 3000 рублей «на выдачу беспроцентных ссуд крестьянским обществам на постройку училищ».[16]
В 1871 году сердобский помещик А.И.Ладыженский, известный литератор и друг А.П.Чехова, пожертвовал уездному земству на нужды образования 363 рубля, а в 1872 году – еще 3000 рублей.[17] Первая сумма предназначалась для нужд всех школ уезда, а проценты со второй предлагалось тратить на Хованскую школу. Это были первые расходы Сердобского уездного земства на нужды образования.
В 1873 году Сердобское уездное земское собрание приняло решение ежегодно собирать с населения уезда по 1 копейке с десятины земли на нужды образования. Собираемые средства предполагалось расходовать на выдачу безвозвратных и возвратных пособий на строительство школ, на прибавку жалования учителям, чей труд оплачивался крестьянскими общинами, на приобретение учебных пособий.[18]
Результаты усилий провинциальных земских деятелей появились достаточно быстро. К осени 1874 года в Балашовском уезде функционировало 57 народных училищ, в которых обучалось 2454 мальчика и 504 девочки.[19] Из 57 училищ 2 содержались на средства города, 1 – на средства земства, 5 – на средства частных лиц, 5 – частными лицами, но с дополнительными пособиями от уездного земства, 3 – на средства сельских обществ, 2 – на средства крестьян, но с дополнительными пособиями от частных лиц, 39 – на средства крестьянских обществ, но им также оказывается материальная помощь уездным земством.[20]
Активизировалось и Сердобское уездное земство. С 1875 по 1888 годы оно израсходовало на школьные нужды 86259р. 67к., собранных путем поземельного обложения населения. На жалованье учителям было потрачено 59467р. 67к., на учебные пособия 5487р. 2к. На строительство новых школьных зданий и ремонт старых было выделено 5952р. 23к. в качестве безвозвратных ссуд и 8530р. дано крестьянскими общинами в долг.[21]
Подобные денежные вложения, безусловно, вели к увеличению числа школ. В 1876 в уезде функционировало 19 школ, в которых обучалось 1017 мальчиков и 65 девочек.[22] В 1890 году на территории Сердобского уезда имелось 104 школы различного типа, которые посещали 2676 мальчиков и 139 девочек.[23]
Среди занятых в училищах учителей 3 имели среднее гражданское образование,1 – незаконченное среднее, 13 учителей закончили курс духовной семинарии, 6 обучение в семинарии не завершили, 12 получили образование в духовных училищах, 4 – в уездных училищах, 4 – в прогимназиях, 2- в Зубриловском народном училище, 4 учительницы закончили епархиальные училища, 2 училище сельских наставниц, 1 – педагогические курсы.[24]
К концу XIX столетия произошло дальнейшее изменение учительского корпуса. В 1900 году из 160 учителей сельских школ Балашовского уезда 1 учительница имела высшее образование, 41 – среднее педагогическое, 82 – общее среднее.[25]
Много и Сердобским земским собранием делалось по подбору учительских кадров. На земском собрании 1875 года училищная комиссия доложила гласным, что большинство учительских вакансий занимают выходцы «из бывших дворовых людей, из неокончивших курса наук лиц духовного ведомства или даже исключенных из училищ и семинарий за неспособность к наукам. Лица эти, не заботясь нисколько об обязанности, возложенной на них законом и совестью весьма рады за самую ничтожную плату занять место сельского учителя и обеспечить себя дневным пропитанием, как люди не способные больше ни к какому труду.»[26] В 1889 году в 46 земских школах преподавали 32 учителя, 14 учительниц и 1 помощница учителя.[27] 3,1% учителей и 23,1% учительниц получили образование в средних учебных заведениях, 6,3% учителей – в учительских семинариях, 68,7% учителей и 46,4% учительниц – в низших учебных заведениях, 3,1% учителей и 23,1% учительниц имели лишь домашнее образование.[28] Заметим, что большинство сельских учителей и учительниц были из мещан (42,5%) и крестьян (27,5%).
Балашовские училища размещались в следующих помещениях: 13 в церковных сторожках, 27 в специальных общественных домах, 8 в наемных домах 7 в частных домах, 2 в помещениях при волостных правлениях. «Из сельских училищ,- отмечал инспектор народных училищ Балашовского уезда, - только 15 можно считать удобными, затем остальные по своей тесноте совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток».[29] Посетивший в январе 1879 года Пинеровскую школу, член уездного училищного совета напишет: «Успехи учеников слабые, с чем согласилась и сама учительница Каринская, объясняя не успешность неаккуратным посещением школы мальчиками, что совершенно подтвердилось тем, что в момент моего посещения школы в 10 часов утра мальчиков было в сборе из 70 только 42. Впрочем, это не единственная причина слабых познаний школьников; причиной неуспешности был крайний холод в помещении школы, не допускающий возможности правильных занятий с мальчиками».[30]
Увеличение числа школ так же не означало решения всех проблем организации образования сельского населения Сердобского уезда. По данным училищной комиссии уездного земства 21 школа нуждалась в учебниках и учебных пособиях, книгах для чтения, 15 школ имели непригодную для занятий мебель, в 13 школьных зданиях требовался незамедлительный ремонт, а 11 школ отличались теснотой классных помещений.[31]
Тем не менее, это был значительный шаг вперед. Были созданы стандартные школы. Обучением занимались не сомнительные «грамотеи», а относительно квалифицированные учителя. Однако земская деятельность в сфере образования не носила еще многостороннего характера. Н.Ракитников справедливо замечает, что у балашовских земских деятелей « не было вполне определенного и строго выработанного представления о желательной организации школьного дела», и указывает: «Земство само вовсе не организовывало ничего, оно только давало средства на организацию разных сторон школьного дела, оно материально помогло организовать его, отказавшись почти совершенно от всякого действительного влияния на постановку школ».[32]
Далеко не все дети школьного возраста /школьный возраст тогда определялся возрастом от 7 до 14 лет/ были охвачены школьным обучением. В Балашове в конце 70-х годов ХIХ столетия на 100 мальчиков школьного возраста обучалось 40, а на 100 девочек школьного возраста – 33. В селах и деревнях уезда на 100 мальчиков школьного возраста обучалось 20, а на 100 девочек школьного возраста – 2.[33] Для того чтобы все дети школьного возраста учились в уезде было необходимо открыть при условии наполняемости школ до 60 учащихся 275 школ для мальчиков и 290 школ для девочек. Многие дети не завершали полного курса обучения в народных училищах. В 1880 году в городских училищах завершило полностью 65 мальчиков и девочек, т.е.14% возможных выпускников. В сельских училищах свидетельства об окончании получило 4% мальчиков и 1,8% девочек из числа тех, кто должен был окончить полный курс обучения.[34]Как справедливо делал вывод инспектор народных училищ Балашовского уезда, «дело народного образования как в городе, так еще более в уезде далеко не завершено даже в количественном отношении».[35] В Сердобском уезде также, по данным земских статистиков, из детей школьного возраста обучается 18,5% мальчиков и 0,96% девочек, а грамотные составляют 7,3% всего населения уезда.[36]
В середине 80-х годов XIX столетия наряду с земской школой в провинциальной России широкое распространение получает церковно – приходская школа, которая, по словам известного историка школы П.Ф.Каптерева, была «порождена недоверием правящих кругов к земской школе и создана для противодействия ей».[37] Известный земский деятельД. Ф. Самарин в этой связи говорил, что, "приветствуя появление, распространение и развитие церковно-приходских школ как школ, устраиваемых духовным ведомством на его специальные средства и на частные пожертвования, земство не может отнестись иначе, как отрицательно, ко всякой попытке отвлечь хотя бы часть земских средств на поддержание школ духовного ведомства... Земская общественная школа не должна стать школой правительственного ведомства».[38] В Балашовском уезде число их в 1901 году достигло 37.[39] В 1889году в Сердобском уезде имелось 13 церковно – приходских школ с 458 учащимися, т.е. 10,9% всех обучающихся.[40]
Необходимость содержания школы на свои средства побуждала крестьян стремиться к созданию так называемых школ грамотности, т.е. школ с самым элементарным курсом обучения. В конце 80-х годов XIX столетия в Сердобском уезде имелась 21 школа грамотности, которыми руководило духовенство и 32 частные школы грамотности, в которых обучалось 782 ученика (18,6% всех учащихся).[41] Лишь в 8 школах грамотности обучение велось по учебникам, предназначенным для народных школ, в 3 школах учебники и учебные пособия отсутствовали вообще. В 13 школах грамотности учащиеся изучали лишь церковно-славянскую азбуку, а в 4-х лишь гражданскую азбуку.[42]
Обследования, проводимые земскими статистиками, дали возможность собрать большой и однотипный материал, характеризующий подобные школы. Так, в селе Репьевки было установлено, что «детей учит грамотный крестьянин, которому платят по 50 коп. за ученика в месяц, да еще за все время годового учения дают ржи фунтов по 10 с мальчика.»[43] В ряде случаев крестьяне высказывались за замену земских школ подобным обучением,[i]ибо содержание школ подобного рода обходилось на много дешевле, а срок обучения бы значительно короче. Уровень учительских кадров был значительно ниже, чем в земских школах. По данным волостных правлений большинство учителей частных школ имели домашнее образование (58%), были крестьянами (58%) или бывшими солдатами.(25,9%).[44]
В 60 – 90-е годы XIX столетия в Сердобском и Балашовском уездах были достигнуты существенные результаты в развитии системы народного образования. Главная задача этой сферы социальной жизни общества – просвещение всего сельского населения – решена не была. Значительное число детей продолжало оставаться вне школы. Безусловно, что главным организатором развития народного просвещения в уезде являлось местное земство. Однако недостаток средств, отсутствие опыта работы в этом направлении тормозили многие начинания земских гласных. К реализации идеи всеобщего обучения, получившей распространение в начале ХХ столетия, уезды оказался не готовы.
[1] Смолянинов А.П. Общественное образование в провинциальной России. Борисоглебск, 2007.
[2] Никольский А. Хозяйственно – статистическое описание Балашовского уезда. СПб., 1855. С. 44.
. [3] Ракитников Н. Очерки истории народного образования в Балашовском уезде//Саратовская земская неделя.. 1901 №31-33. С. 113..
[4] Журнал министерства народного просвещения. 1861. Ч.112. С.52
[5] Журнал министерства народного просвещения. 1861. № 3. Отд. IV. С.14.
[6] Арнольдов М. Зубриловский пансионат//Русский архив. 1873. № 11. С.220.
[7] Государственный архив Саратовской области /ГАСО/. Ф. 407. Оп. 2. Д. 1847. Л. 11об.
[8] Ракитников Н. Очерки истории народного образования в Балашовском уезде//Саратовская земская неделя.. 1901 №31-33. С. 116 – 117.
[9]Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов Х1Х века.М., 1912, С.51.
[10] Там же. С. 123.
[11] Мордовцев Д.Л. Десятилетие русского земства. СПб., 1907. С.129.
[12] Свод постановлений Сердобского уездного земского собрания с 1866 по 1890гг. Сердобск, 1890. С.6.
[13] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т.IX. Сердобский уезд. Саратов, 1892. С.86.
[14]ГАСО. Ф.13. Оп.1. Д.1116. Л.13.
[15] Ракитников Н Очерк истории образования в Балашовском уезде// Саратовская земская неделя. 1901. №38-41. С.119.
[16] Там же. С. 121.
[17] Свод постановлений Сердобского земского уездного собрания с 1866 по 1890гг. Сердобск, 1890. С.4.
[18] Там же. С.6, 8.
[19] БФ ГАСО. Ф.22. Оп.2. Д.24. Л.2
[20] Там же. Л.5.
[21] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т.IX. Сердобский уезд. С.90.
[22] Колобов В. Земско-общественная школа Сердобского уезда в ее прошлом и настоящем. //. Саратовская земская неделя.1898. № 3-4. С.6..
[23] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т. IX. Сердобский уезд. С. 85, 90.
[24] Там же БФ ГАСО Ф.»». Оп.2. Д.22.. Л.6 об. – 22.
[25] Там же. Л. 108.
[26] Саратовская земская неделя.1898. № 3-4. С.35.
[27] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т.IX. Сердобский уезд. С.95.
[28] Там же. С. 94.
[29] БФ ГАСО Ф.22. Оп.2. Д. 24. Л 5 – 6.
[30] Там же. Л. 45.
[31] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т IX. Сердобский уезд. С.92.
[32] Ракитников Н. Очерк истории народного образования в Балашовском уезде// Саратовская земская неделя. 1901. № 38-41.С.122.
[33] БФ ГАСО. Ф. 22. Оп. 2. Д. 24. Л.53 об.
[34] Там же. Л.53.
[35] Там же. Л.53.
[36] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. ТIX. Сердобский уезд. С.86.
[37] Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. С.171.
[38] Цит.: Каптерев П.Ф. История педагогики. Петроград, 1915. С. 371.
[39] Там же. Л.114.
[40] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т. IX. Сердобский уезд. С. 98.
[41] Там же. С. 98.
[42] Там же. С. 99.
[43] Там же. С. 100.
[44] Там же. С.102, 104.