Зимой 1078 года обозлённое неудачным штурмом Полоцка войско киевского князя Владимира Мономаха возвращалось на юг, уничтожая всё на своём пути. Невинными жертвами этой армии стали и горожане небольшой пограничной крепости Одрск. Их героическое сопротивление многократно превосходящим силам противника, хоть и вошло в народные легенды, длилось недолго и закончилось трагично. К несчастью, Одрск, как и многие другие сожжённые в те неспокойные времена населённые пункты, не смог больше возродиться под прежним названием, и даже точное его месторасположение сейчас не известно.
Вероятней всего, он располагался где-то поблизости от небольшого притока Днепра, речки Одров, недалеко от Орши. Среди же наиболее вероятных мест существования когда-то легендарного Одрска называется деревня Смольяны(Смоляны), расположенная в 25 км на северо-запад от Орши. Косвенным подтверждением этому является наличие здесь до начала ХХ века остатков языческого капища с фигурой каменного идола, а также значительное число курганов в окрестностях. Насколько достоверна эта версия – сказать трудно, но именно она как нельзя лучше вписывается в увлекательную летопись этого некогда славного местечка. А появились Смоляны на пожелтевших от старости страницах древних манускриптов в конце XV века. Тогда они принадлежали князьям Бельским и славились на всю округу своими смолокурнями (возможно отсюда и название). Первым же знаменитым хозяином деревушки стал в 1522 году один из крупнейших землевладельцев Великого княжества Литовского, талантливый полководец, победивший более чем в шестидесяти сражениях, гетман литовский, каштелян виленский, воевода трокский Константин Острожский (1460–1530) из рода туровских князей. Именно он в 1514 году разбил под Оршей огромную московскую армию и, возможно, как раз тогда ему приглянулись Смоляны, пожалованные гетману великим князем позднее “за заслуги перед Отечеством”. К сожалению, его сын от первого брака с княгиней Татьяной Гольшанской Илья (1510–1539) не оставил наследников, и Смоляны после его смерти перешли во владение жене Жигимонта I Старого – знаменитой королеве Боне Сфорца, чьё имя ещё и сейчас вызывает живейший интерес как у историков, так и у туристов. Эта энергичная итальянка, однако, не успела долго повластвовать в своих новых имениях, так как в 1543 году Смоляны были пожалованы королевским привелеем перебежчику из Москвы князю Андрею Курбскому. Однако опальный русский придворный категорично отказался от столь роскошного подарка, ссылаясь на вполне реальную угрозу своей жизни в столь близко от русской границы расположенном имении. Но компромисс вскоре всё же был найден. Не испугавшийся наёмных убийц русского царя Ивана Грозного свислочский староста Василий Сангушко согласился обменяться с А.Курбским. Взамен за местечко Горваль около Речицы, Смоляны и соседние с ними Обольцы русский князь получил в наследственное пользование украинский город Ковель, расположенный на Волыни в 150 км южнее Бреста. Учитывая, что магнатский род Сангушек был неразрывно связан со Смолянами на протяжении почти трёхсот лет, вполне допустимо посвятить его истории несколько следующих строк. Надо признать, что полулегендарное происхождение от сына великого литовского князя Гедымина Любарта делало Сангушек одним из самых титулованных родов Беларуси и позволяло им на равных общаться с надменными Радзивилами или важными Сапегами. Тем более что и родовой герб Сангушек “Погоня” совпадал с государственным. Обилие владений в Беларуси и Украине привело к тому, что род Сангушек быстро распался на отдельные линии, именуемые по главным родовым имениям. Новые хозяева Смолян продолжали гордо именоваться Сангушками-Ковельскими. Превращение Смолян в шикарную резиденцию затянулось почти на восемьдесят лет. Лишь при оршанском маршалке, каштеляне мстиславском и воеводе витебском Семёне Самуэле Сангушке в 1620-х годах здесь начинается активное строительство замка, который должен был стать самым грандиозным сооружением подобного типа во всей Восточной Беларуси. Выпускник баварского Ингольштадского университета С.Сангушка неплохо разбирался во всех тонкостях дворцовой и фортификационной архитектуры, а поэтому его выбор остановился на бастионном замке, наподобие знаменитого Мирского. Мощные оборонительные укрепления в Смолянах были необходимы из-за близости границы с Россией, войны с которой велись практически постоянно. Но в то же время ограничиваться возведением лишь неприступной крепости хозяин Смолян не хотел. В итоге был приглашён нидерландский зодчий, который должен был придать этому комплексу черты роскошного ренессансового дворца.
Смолянский замок объединил в себе лучшие тогдашние достижения отечественного и европейского зодчества. Он был построен на северо-западной окраине деревни возле реки Дерновка (приток р. Одров) на естественной возвышенности, которую ряд учёных считают, кстати, древним городищем уничтоженного Владимиром Мономахом Одрска. В плане замок представлял собой замкнутый прямоугольник с выступающими за общий периметр угловыми трехъярусными башнями и дополнительной пятиярусной башней высотой более двадцати метров, расположенной рядом с большими главными воротами, на северо-восточной стороне комплекса. Такая композиция практически полностью совпадала с Мирским замком, но размеры Смолянского замка были куда более масштабными. Так, если в Мире протяжённость стен замка составляла “всего” по 75 метров каждая, то в Смолянах две стены имели длину до 100, а ещё две – до 200 метров!
Жилые и хозяйственные помещения располагались на трёх-четырёх этажах по всему периметру комплекса. Даже башни имели большие окна и были приспособлены под залы, кабинеты и склады. В то же время, замок был мощным крепостным сооружением. Его стены, сложенные из крупных кирпичей и полевого камня, достигали толщины в 1,2–1,7 метра и могли выдержать даже артиллерийский обстрел. А вокруг замка были насыпаны высокие валы с угловыми бастионами, где в укрытиях были установлены дальнобойные пушки. Снаружи их окружал глубокий ров, куда вода поступала из заболоченных окрестностей. Под замком находились обширные подвальные помещения с несколькими тайными подземных ходами, ведущими далеко за территорию комплекса. По преданию, один из них выходил в знаменитом Кутеинском монастыре под Оршей.
Но всё же, при всех выше перечисленных оборонительных укреплениях, Смолянский комплекс уже мало напоминал суровый средневековый феодальный замок. Решающую роль в его превращении в шикарную дворцовую резиденцию преуспевающего аристократа сыграло использование тут во внешнем декоре и внутреннем убранстве черт, присущих Северному (Голландскому) Возрождению.
Фасады стен и башен украшал изысканный рельефный декор. Особое внимание архитекторов было уделено широким оконным проёмам, которые имели уникальные для Беларуси наличники в голландском стиле. Различные по форме окна в Смолянском замке были обрамлены своеобразными картушами (лепной рельеф в виде полураскрытого свитка), которые контрастно выделялись на белых плоскостях стен. Усиливали этот колористический эффект размещённые преимущественно на нижнем ярусе здания плоские ниши с картушами и рельефно оформленными родовыми гербами. Со стороны двора на втором и третьем ярусе, находились полузакрытые галереи, характерные для итальянского Ренессанса.
О внутренних интерьерах Смолянского замка сейчас судить крайне сложно. Но уцелевшие руины и дошедшие до нас отрывочные упоминания о них в документах различных эпох позволяют частично реконструировать убранство замка в годы его расцвета. Наиболее шикарно была оформлена центральная парадная часть комплекса, хозяйские помещения и покои для именитых гостей. Комнаты соединялись между собой арочными переходами и винтовыми лестницами. Их освещали большие окна, расположенные в глубоких нишах. Отапливались помещения угловыми каминами. Они гармонично вписывались во внутренние интерьеры, поражая гостей своими уникальными изразцами с геральдическими, растительными и портретными сюжетами. Стены парадных и жилых комнат были расписаны фресками на разнообразные сюжеты. Причём известно, что сам С.Сангушка серьёзно увлекался живописью и гравюрой, а значит, что здесь находились и его личные творения. Но в старости этот аристократ приказал заменить светлые, полные жизни и внутренней гармонии настенные росписи на фрески религиозной тематики, навевающие печальные и грустные мысли о неотвратимости скорой смерти.
Безусловно, главная резиденция витебского воеводы С.Сангушки быстро стала одним из основных культурных центров Восточной Беларуси. Шикарные балы чередовались с деловыми совещаниями и приёмами зарубежных послов. Последних, кстати, в Смолянах встречали довольно часто, так как через Оршу проходил традиционный сухопутный путь из Западной Европы в Москву, и перед пересечением границы многие высокопоставленные гости хотели отдохнуть в гостеприимном Смолянском замке, который навевал им мысли о далёкой Родине.
В первой четверти XVII века С.Сангушка построил ещё одну мощную крепость в Горвале, но она так и не смогла затмить собой Смолянский замок, который по желанию владельца именовался “Малым Ковелем”, что было вызвано как ностальгией по утраченным украинским владениям, так и желанием подчеркнуть преемственность поколений. Однако это название не прижилось и со временем использовалось всё реже и реже. Возможно, и приставка “малый” не совсем подходила амбициозным Сангушкам. Так или иначе, но в дальнейшем замок гордо носил имя “Белого Ковеля”, что, вероятно, объясняется достаточно необычными для тогдашней Беларуси, полностью выбеленными стенами и башнями комплекса, на которых контрастно выделялся тёмный рельефный декор.
Однако спокойная жизнь Смолянского замка была недолгой. Приход к власти в России династии Романовых привёл к началу формирования грозной и агрессивной империи, которая открыто претендовала на белорусские земли. И с середины XVII века начинается период, названный известным польским писателем Г.Сенкевичам “кровавый потоп”. Сангушки же принимали самое активное участие в этих войнах с Москвой, а также в разгоревшихся в это время с новой силой военных столкновениях с другими магнатами Речи Посполитой.
Говорить, что из-за продолжительных войн экономическая и культурная жизнь в Смолянах полностью замерла, всё же нельзя. На общем фоне разорённой Восточной Беларуси этот населённый пункт, защищённый от врагов мощным замком, выглядел относительно безопасным местом. Этот фактор привёл к росту местного населения и позволил в 1678 году Смолянам добиться права на получения статуса местечка. А через два года на восточной части рыночной площади, на средства князя Иеронима Сангушки и его жены Констанции, был возведён красивый доминиканский монастырь с костёлом св. Марии в барочном стиле, сохранившийся до нашего времени. Главный фасад его выделялся двумя невысокими башнями-звонницами и был украшен пилястрами. Рядом с костёлом располагалось монастырское одноэтажное здание с коридорной схемой размещения келий монахов и хозяйственных помещений.
В начале XVIII века Речь Посполитая приняла участие в Северной войне, и белорусские земли стали местом кровавых битв между русской и шведской армиями. В это время хозяином Смолянского замка был молодой и энергичный стольник Великого княжества Литовского Павел Король Сангушко, который поддержал шведского короля Карла ХII в его борьбе против Петра I. Полковник литовской гвардии П.Сангушко лично принимал участие в боевых действиях, а свою Смолянскую резиденцию предоставил в распоряжение шведской армии, которая устроила в ней в начале 1708 года один из своих опорных пунктов в Восточной Беларуси. Однако в начале августа этого же года казаки, которые поддерживали Россию, улучив подходящий момент, сумели взять штурмом Смолянский замок и захватили в плен адъютанта Карла XII, шведского генерала Канифера с большой частью гарнизона. Но удержать Смоляны русская армия была не в силах, и Пётр I приказал взорвать эту крепость, чтобы она не досталась неприятелю. Необходимо отметить, что по той же причине в это время был уничтожен ряд прекрасных замков Беларуси (Новогрудский, Несвижский), а также взорван древний полоцкий Софийский собор, превращённый русскими в пороховой склад.
Что же касается Смолян, то после окончания войны П.Сангушко, ставший к этому времени дворным маршалком, приказал частично восстановить тут свой замок, хотя прежнего великолепия он уже так и не достиг. Содействовало этому и превращение его в одну из многочисленных загородных резиденций П.Сангушки, добрый десяток которых был раскидан по Беларуси, Украине, Польше и даже Словакии. Для постоянного же местожительства магнат выбрал Гродно, где для него был возведён великолепный барочный дворцово-парковый комплекс. Смолянский же замок всё больше ветшал и приходил в запустение. Возможно ситуация и изменилась бы, но в 1733 году новым королём Речи Посполитой был избран не ставленник Москвы П.Сангушка, а сын предыдущего короля Август III. Так Смоляны утратили свой единственный шанс стать главной королевской резиденцией на востоке Великого княжества Литовского.
После присоединения к Российской империи Сангушки сохранили контроль над своими восточно-белорусскими владениями. Изменившийся расклад сил заставил одного из них в 1790-х годах даже выделить немалые средства для строительства на северной окраине местечка православной Спасо-Преображенской церкви (сохранилась и доныне). Этот деревянный крестово-купольный храм на каменном фундаменте был возведён в традициях народного зодчества с элементами барокко. Его композиция включала в себя три яруса: обходную галерею, четырёхгранный объём с треугольными фронтонами на каждой стороне и двумя башенками-звонницами, большой гранёный купол. Среди уцелевших первоначальных настенных росписей примечательны фрески в купольной части церкви, посвящённые двенадцати апостолам, изображённым в полный рост на голубом фоне. В церкви хранится несколько икон конца XVIII - начала ХIХ веков.
Бурные события первой трети XIX века привели к тому, что многовековое властвование в Смолянах Сангушек закончилось. В те неспокойные времена Петербург предпочитал видеть среди белорусских помещиков как можно больше уроженцев России. А поэтому и нет ничего удивительного в том, что в 1831 году местечко перешло в собственность коллежскому асессору Василию Семёнову. В это время замковый комплекс уже находился в полуразрушенном состоянии, и новый хозяин распорядился о начале строительства новой усадьбы с небольшим парком.
В 1847 году Смоляны переходят к сыну В.Семёнова – тайному советнику, сенатору Алексею Семёнову, который владел ими около двадцати лет. Именно этот период стал ещё одной важной вехой в истории местечка. Во-первых, А.Семёнов решил уничтожить последние следы пребывания тут Сангушек и объявил о продаже полуразрушенного замка “на кирпич”. Результатом стало быстрое разрушение до основания практически всего комплекса, за исключением лишь руин самой высокой пятиярусной башни. Во-вторых, в начале 1860-х годов возле реки на западной окраине Смолян началось возведение новой каменной православной Свято-Алексеевской церкви в псевдорусском стиле, названной так в честь хозяина местечка, пожертвовавшего на его строительство значительную сумму денег. Материал для неё частично “заимствовался” у замка Сангушек.
Надо признать, что этот храм вряд ли можно отнести к шедеврам архитектуры. Аналогичные с ним сооружения в те времена возникали на Беларуси сотнями и имели практически одинаковую композицию, утверждённую в Св. Синоде. В народе их называли “муравьёвками” от фамилии известного своей жестокостью виленского генерал-губернатора Н.Муравьёва, который подавил восстание 1863 года и приказал повесить К.Калиновского.
В плане церковь имела четыре составных элемента: башню-звонницу, трапезную, обширный молитвенный зал с высоким куполом и апсиду с иконостасом. Рядом с храмом возвели мемориальный склеп, скорее всего, для рода Семёновых. Его конструкция была довольно оригинальной и включала в себя элементы архаики, что придавало сооружению массивный и монументальный характер. При этом создавалось впечатление, что склеп будто вырастает из земли и устремляется вверх.
Если уж говорить о мемориальных объектах Смолян, то нельзя обойти стороной и католическое кладбище, где ещё и сейчас сохранились захоронения XVIII–XIX века. Среди них есть одно, которое без сомнения само по себе уже могло бы привлечь сюда туристов. Это могила белорусского поэта, революционера и учёного Томаша Зана (1796–1855). Получив среднее образование в Минской мужской гимназии и Молодеченском уездном училище, он в 1815 году поступил на физико-математический факультет Виленского университета, где вскоре подружился с Адамом Мицкевичем и Яном Чечотом. Именно они, вместе с несколькими другими студентами, сумели создать в Вильне знаменитое тайное патриотическое общество “филоматов”. После его раскрытия полицией Т.Зан был сослан в Оренбург, где организовал ряд экспедиций, обнаруживших залежи нефти и медной руды. Возвратившись на родину, он купил в 1841 году под Оршей небольшой фольварк Кохочин, где и прожил до самой своей смерти. Литературное наследство Т.Зана разнообразно и включает в себя многочисленные лирические баллады, поэмы и стихотворения, наполненные сценками из повседневной жизни Беларуси, а также заимствованиями из народного фольклора. Отпевание поэта прошло в местном костёле св. Марии, а мемориальную плиту поставили близкие его друзья и родственники. Рядом уцелели также памятники на могилах жены и сына Т.Зана.
В 1860–1870-х годах Смоляны перешли в собственность статского советника, инженера В.А. Титова. Хорошо образованный, он умел ценить красоту и понимал историческую ценность уцелевших остатков замка Сангушек. Именно благодаря ему последние руины комплекса сохранились до наших дней. В.Титов не только приказал прекратить “добычу” кирпича, но даже на свои собственные средства провёл частичную консервацию башни и укрепил её основание небольшими контрфорсами.
При новом хозяине в Смолянах также было завершено создание нового парково-усадебного комплекса. Он включал в себя красивый двухэтажный дом в стиле модной тогда эклектики с элементами неоготики, неоренессанса и неорусского стилей. Его композиция имела асимметричный характер. На главном фасаде располагались два оригинально оформленных ризалита, а над центральным входом возвышалась высокая башня с застеклённой обзорной площадкой наверху. Парадные помещения размещались на первом этаже и освещались большими окнами. Вокруг усадьбы был разбит небольшой пейзажный парк, где тенистые аллеи выводили на уютные, спрятанные от посторонних глаз полянки. Рядом находился и большой искусственный водоём с системой дамб и шлюзов. С конца XIX века в нём стали даже разводить карпов.
Важным моментом в жизни Смолян стала и реставрация в 1899 году бывшего доминиканского монастыря и костёла св. Марии. Монахов выгнали из местечка сразу после подавления восстания 1830–1831 годов, и постепенно этот комплекс стал приходить в упадок. Лишь в конце XIX века по инициативе местного ксендза Герасимовича известный тогдашний архитектор Даукша восстановил этот памятник барокко. В храме появились новые алтари, большая кованая люстра, были также обновлены и настенные росписи.
В советское время Смоляны превратились в обычную деревню, которая удивляла приезжих лишь обилием архитектурно-исторических объектов, находящихся “под охраной государства”. Последние же, кстати, постепенно приходили всё в больший упадок. В 1930-е годы костёл св. Марии и Алексеевская церковь были закрыты и переданы в ведомство местного колхоза “Новая жизнь”. Как и в других областях Беларуси, просторные помещения храмов быстро приспособили под склады, разграбив при этом церковную утварь и усыпальницу Семёновых (чем не отмщение за замок Сангушек?). А в здании бывшего доминиканского монастыря начали свою работу колхозные мастерские и гараж. Лишь в Преображенской церкви продолжались вестись богослужения, что и спасло этот шедевр деревянного культового зодчества. Что же касается замка, то для колхоза он не имел никакой конкретной пользы, а поэтому о нём вообще все забыли на долгое время, кроме местных мальчишек, для которых таинственные руины стали местом постоянных игр.
Великая Отечественная война не принесла особых разрушений в Смоляны. Все интересные с туристической точки зрения памятники уцелели. Да ещё появились два небольших мемориальных комплекса. В двух километрах на восток от деревни, на месте расстрела 600 местных жителей, стоит стела в честь жертв фашизма, а в самих Смолянах есть братская могила партизан и советских солдат, погибших при их освобождении в 1944 году.
Рассматривая состояние культурно-исторического наследия Смолян на современном этапе, необходимо отметить, что оно в целом соответствует общему положению большинства наших памятников. От Смолянского замка сохранились, как уже отмечалось, остатки главной пятиярусной башни и примыкающего к ней жилого корпуса. Кроме этого, можно увидеть фрагменты фундамента по всему периметру комплекса. Что же касается подвальных помещений, то они преимущественно засыпаны землёй. К сожалению, научное исследование резиденции Сангушек так пока и не было произведено. Да и реставраторов после В.Титова она, увы, не видела. Из храмов в Смолянах по-прежнему действует лишь Преображенская церковь, а костёл св. Марии и Алексеевская церковь, лишённые крыш и окон, больше похожи на живописные руины. Уцелел и сильно перестроенный усадебный дом второй половины XIX века, а также отдельные фрагменты пейзажного парка вокруг него. Сохраняется и фрагмент старого католического кладбища, за которым время от времени ухаживают местные школьники.
Без сомнения, наличие в одной деревне столь значимых и интересных памятников старины должно содействовать включению Смолян в экскурсионные программы. Тем более, что их географическое положение подходит даже транзитным туристам, проезжающим через Беларусь по трассе Брест-Москва.
Кроме этого, необходимо отметить, что окрестности Смолян также богаты на туристические объекты: в 25 километрах южнее находится Орша с интересными памяниками культового зодчества. Если же следовать из Смолян по автомобильной дороге на восток, то уже через двадцать километров в деревне Межево можно осмотреть усадьбу графа Дережинского, построенную в стиле необарокко в 1901 году. Далее, всего в 4 километрах, в деревне Юрцево уцелел величественный дворец-крепость XIX века с элементами неороманского и неоготического стилей. А ещё в двенадцати километрах восточнее, в деревне Высокое, сохранился оригинальный памятник белорусской эклектики – усадебно-парковый комплекс начала ХХ века.
Андрей Самусик