В Астраханской области существует ряд населённых пунктов, обязанных своим возникновением указу императора Николая I от 30 декабря 1846 г. «О заселении дорог на калмыцких землях в Астраханской губернии». В их число входят с. Яндыки, Промысловка и Караванное Лиманского района. История данных поселений изучена слабо, особенно начального периода. Отсутствие полноценных научных исследований по истории упомянутых населённых пунктов отчасти восполняют публикации краеведов и журналистов, но они, к сожалению, чаще всего основываются не на архивных документах, а на легендах и преданиях, или на непроверенной информации, требующей критического осмысления.
Упомянутый указ императора Николая I положил начало реализации правительственной программы в Астраханской губернии, главными целями которой являлись заселение пересекающих калмыцкие земли стратегически важных, связывающих Поволжье и Северный Кавказ сухопутных трактов, перевод калмыков на оседлый образ жизни и приучение их к земледельческим занятиям, создание стационарных населённых пунктов в Калмыцкой степи, облесение степи. Преодоление социально-экономического отставания Калмыкии руководством России не мыслилось без модернизации уклада жизни калмыцкого народа и помощи в этом деле русских крестьян-переселенцев.
Всего предполагалось учредить вдоль шести дорог, проходящих по окраинам Калмыцкой степи, 44 населённых пункта, с поселением в каждом из них по 50 калмыцких и 50 семей государственных крестьян. По замыслу правительства, русские крестьяне должны были стать главной движущей силой в основании Слово «станица» имеет общий корень со словом «стан», которое, по авторитетному свидетельству В.И. Даля, означает «населённый пункт около дороги».
Самим крестьянам слово «станица» не нравилось, и администрация, учитывая это обстоятельство, в 1861 г. переименовала станицы государственных крестьян на калмыцких землях в селения.
Практическое осуществление программы было возложено на учреждённую в январе 1847 в г. Астрахани под председательством Главного попечителя калмыцкого народа К.И. Оленича-Гнененко Комиссию по заселению дорог на калмыцких землях. Свой первый полевой сезон она начала с осмотра мест будущих поселений. В конце июня—начале июля 1847 г. Комиссия обследовала Астраханско-Кизлярский тракт и выбрала на нём под заселение 18 мест, в том числе 2—недалеко от почтовой станции Шуралинской. На одном из мест решено было учредить станицу Яндыковку, на другом—Промысловую. Первая была названа по имени Яндыковского улуса, в зимних кочевьях которого она возникла. В свою очередь, данный улус носил имя нойона Яндыка, который приходился родным дядей последнему наместнику калмыцкого народа Убуши, уведшим, как известно, в 1771 большинство калмыков в Джунгарию. Яндык находился в ссоре с наместником, поэтому не последовал за ним. На страницах Интернета встречаются утверждения о том, что своё название село получило от имени простолюдина-калмыка, кочевавшего на месте будущего поселения, по другой версии название села связано с тюрским происхождением слова «бугор». На самом деле, поселение было названо по имени улуса, члены Комиссии при выборе названия, несомненно, учитывали тот факт, что в нём планировалось разместить улусную ставку. В практике присвоения названий Комиссией по заселению дорог имели место случаи, когда станицы получали имена улусов (Яндыковка, Хошеутовка, Эркетеневка), субэтнических групп калмыцкого народа (Торгоутовка, Дербетовка), владельцев улусов (Тундутова).
Станица Промысловая в 1847 была запланирована в 7 верстах от почтовой станции Шуралинской, название станицы не имело отношения к ерику Промысловому, так как тот находился в другом месте. Когда в 1849 г. станицу перенесли на новое место, то её название не поменяли. Вполне возможно, название станицы впоследствии перешло на ерик, возле которого расположилось перенесенное поселение. Думается, что члены Комиссии дали Промысловке это имя в надежде на развитие в будущем среди её жителей разных промыслов. Случаев, когда новым поселениям присваивались названия, не связанные с географическими особенностями местности или местной топонимикой, было достаточно много. Многие новые поселения на калмыцких землях получили такие достаточно абстрактные названия, как Плодовитая, Заветная, Торговая, Обильная, Дивная, Урожайная, Величавая, Удачная и т.д.
В 1847 г. члены Комиссии одновременно с полевыми работами занимались выявлением среди калмыков лиц, пожелавших поселиться в станицах, а Главный попечитель вступил в переписку с МГИ и его палатами центральных губерний России и Украины на предмет выявления желающих переселиться на калмыцкие земли государственных крестьян. В станицу Яндыковку из Воронежской губернии пожелали переселиться 8 семей государственных крестьян и 7–8 семей—в станицу Промысловую.
Весной 1848 г. Комиссия приступила к топографической съёмке и разбивке земель под поселения, начав эту работу с Царицынско-Ставропольского тракта, однако уже в мае работы на нём пришлось прервать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Землемер и топограф перенесли работы на Астраханско-Кизлярский тракт, но и там они завершены не были, в данном случае по причине обнаружившегося недостатка пригодных к хозяйственной деятельности земель в выбранных под поселения местах.
В 1849 землемер и два топографа закончили съёмку на план и нарезку земель для станиц Кизлярского тракта: Урожайной, Спасской, Доли, Трудовой, Яндыковской, Промысловой, Караванной. Весной того же года в станицы Яндыковскую и Промысловую начали прибывать первые переселенцы из государственных крестьян. Тогда же, по распоряжению Главного попечителя калмыцкого народа М.И. Тагайчинова, была осуществлена перепланировка упомянутых станиц.
В апреле 1849 Тагайчинов в ходе своего объезда Астраханско-Кизлярского тракта обнаружил, что обе станицы слишком приближены друг к другу и их хозяйственные земельные участки расположены вплотную друг к другу, с другой стороны—удалены от места жительства переселенцев. Он предписал гражданскому инженеру Барашеву станицу Промысловую «как ещё никем не заселённую перенести на вновь избранное при протоке Сабель место—найденное во всех отношениях к поселению удобным». На тот момент в Промысловой из жилых построек имелся только один дом, перенести который не составляло труда и было необременительным делом. Вероятнее всего, этот единственный дом принадлежал Д. Чернышёву. В Государственной архиве Астраханской области автору удалось обнаружить документ о первых жилых постройках с. Яндыков и Промысловки, датируемых началом августа 1849 г.
По нему, первыми построили дома в станице Яндыковке И.Хахалин, Д. Лепёхин, Н. Великородов, А. Белоножкин, Н.Шинкарёв, Г. Сорокин, А. Смольянинов, П. Паньков, Я. Брыков, в станице Промысловой—Д. Чернышёв. Дома Хахалина и Чернышёва были сделаны из дерева, все остальные—из камыша, обмазанного глиной. По инструкции, разработанной Комиссией по заселению дорог, дома должны были строиться из самана, но этот способ возведения жилых построек, по свидетельству попечителя Яндыко-Икицохуровского улуса, не нашел поддержки у первопоселенцев Яндыковки, хотя к ним был направлен мастер и станок для изготовления саманного кирпича.
Для изготовления печей и дымоходов переселенцы использовали обожжённый кирпич, который выделывался мастерами из г. Астрахани в специальном сарае в станице Яндыковке. Его построили по приказу Главного попечителя калмыцкого народа в 1848 г. для изготовления обожженных кирпичей, необходимых для возведения домов улусных ставок, которые решено было устроить в обеих станицах. В станице Яндыковке планировалось разместить ставку Яндыковского улуса, а в станице Промысловой—Харахусовского. В октябре 1849 Тагайчинов разрешил выдать нуждающимся переселенцам станицы Промысловой И.Воронкову, Л. Сушкову и Мокееву для по-стройки печей и труб 200 штук обожжённых кирпичей при условии возврата их натурой или деньгами к апрелю 1850. За них поручились их односельчане: староста И. Воронков и крестьяне С. Бочарников, Н. Ряполов, Т. Головань, Н. Емельяненко, С. Емельяненко, В. Откидач, Ф. Чернышев, Н. Шелепов, Н. Храпов, А.Емельяненко, С. Ряполов.
В 1849 министр государственных имуществ России граф П.Д. Киселев лично распорядился изменить планировку Яндыковки и некоторых других станиц: в них через каждые 4 двора велено было устроить площадки в 80 саж. на которых, а также между дворами, посадить деревья. Эти меры должны были устранить скученность домов и способствовать благоустройству новых поселений.
В Яндыковке, помимо всего этого, Главный попечитель калмыцкого народа М.И. Тагайчинов приказал гражданскому инженеру Барашеву перепланировать предназначенную для поселения калмыков местность, с тем, чтобы новое для них в станице место было приближено к воде и к будущей ставке улуса.Таким образом, имеющийся в нашем распоряжении архивный материл со всей очевидностью свидетельствует о том, что первые жители поселились в с. Яндыках и Промысловке не ранее весны 1849. В годовом отчёте Главного попечителя калмыцкого народа об итогах заселения дорог в 1848 говорится, что в обеих упомянутых станицах линии домов не разбиты, и ведётся переписка о кандидатах на поселение в них. Как населённые пункты с жителями, Яндыки и Промысловка начинают упоминаться в документах Главного попечителя и Комиссии только с 1849. По представленной Тагайчиновым в Министерство государственных имуществ «Ведомости о успехах заселения дорог на калмыцких землях в 1849 г.», датируемой 27 сентября 1849 г., в станице Яндыковке в то время проживало 20 семей государственных крестьян и ожидалось прибытие новых переселенцев. Это поселение заселялось и обустраивалось быстрее других на Астраханско-Кизлярском тракте. «Станица быстро обстраивается;—отмечалось в «Ведомостях»—вообще, работы идут здесь гораздо успешнее, чем в других местах».
Относительно станицы Промысловой в «Ведомости» от 27 сентября 1849 говорилось, что в ней дозволено жить 9 русским семьям и 25 семьям юртовских татар, указывалось также на проживание в ней 10 семей калмыков, которые построили 5 глинобитных домов и занялись хлебопашеством. Употребленное в «Ведомости» по отношению к русским переселенцам выражение «дозволено жить» является неточным, ибо, как свидетельствуют приведённые выше факты из архивных документов, русское население в 1849 в станице Промысловой, несомненно, присутствовало. Другое дело—юртовские татары, наличие которых в Промысловой, по крайней мере, по известным мне документам, не прослеживается. По всей видимости, дело обстояло так, что им разрешили водвориться в станице, но они по каким-то причинам этого не сделали. Подтверждением тому служит тот факт, что больше нигде в документах, касающихся станицы Промысловой, юртовские татары не упоминаются.
В «Ведомости о успехах заселения дорог на калмыцких землях в 1849 г.» от 27 сентября 1849 впервые упомянуто урочище Бюргут (Бергут), на котором возникла станица Караванная. Согласно ей, на урочище было допущено к поселению 14 семей кочевавших татар-юртовцев, правда, пояснялось, что они, хотя и распахализемли, но ещё не построились. Указывалось также на намерение поселиться в этом урочище 50-ти калмыцких семей, которые предполагали начать строительство домов весной 1850.
Урочище Бергут на Астраханско-Кизлярском тракте было выбрано для поселения одним из последних. К весне 1849 из запланированных указом Николая I от 30 декабря 1846 к заселению 44-х пунктов вдоль дорог на калмыцких землях, Комиссией были избраны только 37, поэтому необходимо было найти ещё 7 мест.
В апреле 1849 г. Главный попечитель калмыцкого народа Тагайчинов обратил внимание на два урочища, расположенных около тракта, на отрезке пути между с. Михайловским и Басинским. На одном из них—Бергуте,—сразу же изъявил желание водвориться с 50-ю семьями кочевавший много лет в Мочагах, недалеко от данного урочища, зайсанг Багацохуровского улуса Манихадык. Тагайчинов обязал гражданского инженера Барашева обследовать Бергуту на предмет возможности организации там поселения. 7 июня 1849 Барашев, члены Временной строительной комиссии, и. д. попечителя Яндыко-Икицохуровского улуса Рославлев,и.д. попечителя Мочагов Пршсмыский и правитель Яндыко-Икицохуровского улуса зайсанг Д.Б. Церенов обследовали урочище Бергут. Они нашли его подходящим к образованию на нём поселения, которое решили расположить на возвышенности по обоим берегам расположенного здесь ильменя Бергута. Вода в нём была пригодна к употреблению, а супесчаная почва делала возможным культивировать земледелие. На урочище имелось достаточное количество низменных, увлажнённых мест, где росла густая трава, и где можно было с успехом разводить огороды. По берегам ильменя было в изобилии камыша и бурьяна, которые можно было использовать для отопления жилищ и в строительстве. Новая станица получила имя Караванной, это было одно из неофициальных названий Астраханско-Кизлярского тракта.
Таким образом, временем основания с. Яндыки и Промысловки следует считать 1849, когда в них поселились первые жители, с. Караванное возникло позже, в 1851, именно тогда в нём появилось постоянное население и началось возведение построек.
В 1850–51 гг. жители станиц Яндыков и Промысловой продолжали обустраиваться на новом месте: строиться и налаживать свои хозяйства. За счёт притока новых переселенцев и переходящих на оседлый образ жизни калмыков увеличивалось их население. В
конце 1851 в станице Яндыковке проживали 27 крестьянских и 11 калмыцких семей, в Промысловой—34 крестьянские семьи и 14 калмыцких семей, в Караванной числилось 20 семей калмыков. Спустя 5 лет, в 1856, в ст. Яндыковке насчитывалось уже 57 русских и14 калмыцких семей, в ст. Промысловой 64 русские семьи и 19 калмыцких. Очень незначительно, по сравнению с 1851, увеличилось население ст. Караванной: в 1856 в ней числилось 22 калмыцкие семьи и по-прежнему отсутствовало русское население. Хозяйство русских жителей ст. Яндыковки в 1856 состояло из 609 голов крупного рогатого скота и 1190 голов мелкого скота, у калмыков имелось 88 голов КРС и 102 овцы. В станице Промысловой крестьяне владели 590-ю головами крупного и 1365-ю головами мелкого скота, калмыки—520-ю головами КРС и 2212-ю головами мелкого скота. Помимо скотоводства, русские жители двух станиц занимались в небольших размерах земледелием.
Большинство переселенцев, водворившихся в ст. Яндыковской и Промысловой в первые годы, происходили из государственных крестьян Воронежской губернии, в основном из Павловского, Задонского и Новохопёрского уездов. Среди переселенцев встречались также уроженцы Нижегородской и Екатеринославской губерний.
Из Воронежской губернии в станицу Яндыковку переселились семьи Баскаковых, Шинкарёвых, Ефремовых, Кононихиных, Горяиновых, Шелеповых, Лактионовых, Кравцовых, Воробьёвых, Курасовых, Ковалёвых, Лепёхиных, Барышевых,Завьяловых, Смольяниновых, Сорокиных, Ходыревых, Хребтовых, Яковлевых, Трубицыных, Пахомовых, Босых, Васильевых, Паньковых, Быковых, Гусевых, Мордасовых, Поповых,.
В станицу Промысловую—Воронцовых, Мозгуновых, Ряполовых, Сушковых, Боевых, Чурсиных, Ворониных, Филоновых, Лазаревых, Евтеевых, Плотниковых, Бочарниковых. В числе основателей станицы Яндыковки было несколько семей крестьян из Нижегородской губернии: Хахалины, Коротковы, Стручковы, Белоножкины. В станицы также переселялись жители сёл Болхунского, Харабалинского, хутора Сокрутова Астраханской губернии. Особенно заметным их представительство было в станице Промысловой, где обосновались семьи Кравченко, Передеры, Бабешки, Штепиных, Ткачёвых, Кабаковых, Долиных, Ломакиных,Руденко, Кадацких, Фисенко, Панченко из хутора Сокрутова.
Первопоселенцами была заложена прочная база для развития новых населенных пунктов вдоль дорог на калмыцких землях, однако оставалась нереализованной другая цель правительственной программы 1846—перевод калмыцкого народа на оседлый образ жизни. Поселение калмыков шло медленными темпами, а со второй половины 1850-х гг. начался их отток из тех станиц, где они водворились. До 1855 астраханская администрация, надеясь на поселение калмыков, придерживала предназначенные для них в станицах места, не допуская их занятия переселенцами, но по мере того, как таяли надежды привлечь калмыков к оседлой жизни, она стала инициировать перед Министерством государственных имуществ вопрос о предоставлении свободных мест русским крестьянам. В 1855 последним разрешили занять в каждой станице по 25 свободных мест из калмыцкой квоты, а в1858 и оставшиеся 25 мест.
Весной 1858 I-й Департамент Министерства государственных имуществ затребовал от Главного попечителя калмыцкого народа сведения о незаселённых местах на дорогах, в результате чего была подготовлена специальная ведомость с указанием по каждой станице количества причисленных и непричисленных государственных крестьян и калмыков и наличии в них свободных мест.
Согласно этой ведомости, в станице Яндыковской на начало 1858 имелось 48 причисленных и 7 непричисленных семей государственных крестьян, в с. Промысловой, соответственно, 58 и 8 семей. К указанным станицам были причислены также несколько калмыцких семей, но, они, как пояснялось в ведомости, в домах не жили, земледелием не занимались и просили разрешения «избавить их от оседлости». В станице Караванной русских крестьян, судя по ведомости, проживало всего 4 семьи, калмыки в ней, как и в других станицах, только числились.
После получения от Министерства государственных имуществ согласия на заселение всех свободных мест государственными крестьянами, они начали быстро ими заполняться, в основном, за счёт тех переселенцев, которые ожидали причисления в станицы, а также тех, о ком происходила переписка о переселении их на калмыцкие земли. В результате данной акции численность населения станиц вплотную приблизилась к определённому императорским указом от 30 декабря 1846 для каждой из них 100—семейному рубежу.
По данным «Ведомости о числе семейств крестьян, поселенных в станицах, с означением сколько может быть ещё водворено семей», подготовленной Главным попечителем калмыцкого народа Струковым 15 сентября 1859 для МГИ, в станице Яндыковке проживало 49 причисленных семей крестьян, 14 семей были непричисленными, и ещё о 27 семьях происходила переписка, в станице Промысловой насчитывалось 66 причисленных и 12 непричисленных семей переселенцев и 13 семей являлись кандидатами на принятие их в промысловское общество. Таким образом, свободных мест в Яндыковке оставалось 10, в Промысловой—8. По той же ведомости, в ст. Караванной проживало 11 непричисленных семей государственных крестьян и о 49 семьях происходила переписка. В станице Караванной необходимо было увеличить число жителей, поскольку проживавшие там ранее калмыки покинули её, и важно было восполнить эти потери. Проблема эта была решена, как и в других поселениях, за счёт допуска в неё государственных крестьян. В Национальном архиве Республики Калмыкии сохранился список семей русских первопоселенцев станицы Караванной, датируемый 9 апреля 1859 г. В нём указаны численность состава семей и места их прежнего проживания. По списку проходят 19 семей, из которых 14 прибыли из Воронежской губернии и 5 из селений Астраханской губернии. Более половины воронежцев переселились в станицу Караванную из сел Павловского уезда: С.Д. Писарев и Н.И.Чернышев—из с. Нижнего Мамона, К.Д. Кобозев, И.А. Евсин, М.С. Коннов, П.М. Горяинов, Ф.Г. Косых—из с. Осетровки, Г.И. Анцупов, П.К. Гребенщиков—из с. Гвазды, С.Е. Бочаров—из с.Клеповки. Уроженцами с. Цыгановского Валуевского уезда Воронежской губернии являлись Я.С. Шевченко и И.И. Шевченко, с. Ново-Александровского того же уезда—С.Д. Киселев, с. Шириева Богучарского уезда—С.Я. Белогубов. Астраханцы были представлены в станице Караванной семьями В.Г. Полякова (с. Пришиб), Т.Д. Толстых, О.Ф. Быкова, Е.К.Закурдяева (с. Никольское), И.А. Проматорова (с. Золотухинское).
Несмотря на причисления в станицы Караванную, Яндыковку, Промысловую русских поселенцев, ни одна из них в 1860-е гг. так и не достигла 100-семейного рубежа. Причиной тому стали внезапно возникшие проблемы природного характера. В селении Караванном обнажились пески, которые начали заносить дома, поэтому его, с разрешения Главного попечителя калмыцкого народа К.И. Костенкова, перенесли к ерику Хотын, находившемуся в 2 верстах от прежнего поселения.
В селениях Яндыках и Промысловке из-за начавшегося обмеления ближайших ильменей резко ухудшилось качество воды, к тому же крестьяне всё чаще жаловались на плохое качество земель. Проблему водоснабжения можно было решить устройством плотин, очищением устьев ильменей, прорытием соединительного канала, но всё это требовало больших расходов, причём, по
признанию местной администрации, даже в случае осуществления этих мероприятий, выгода от них могла быть только временной, т.к. обмеление происходило ежегодно и впоследствии к этому вопросу пришлось бы возвращаться.
Выход из положения астраханская администрация видела в переносе селений на новые места. В 1865 их жителям предложили совместно с представителями администрации осмотреть и выбрать места, приближенные к Каспийскому побережью, крестьянам с. Промысловки, помимо этого, ещё и на Чумацком тракте, около озёр Соста и Майл-Хара. После раздумий жители с.Яндыков и Промысловки решили всё же не переносить свои поселения, но некоторые из них переехали жить в другие места. Большинство из них подались в новые посёлки на Крымском тракте, которые начали заселяться с 1863.
Выходцы из Яндыков и Промысловки К. Бугаев, П. Кравцов, П. Емельяненко, И. Гермашев, Ф. Ткаченко, Н. Носков, И.Ефремов и др. вместе с переселенцами из других губерний основали г. Элисту, с. Улан-Эрге, Вознесеновку и Троицкое. К началу 1870-х гг. переселенцы с. Яндыков и Промысловки окончательно адаптировались к суровым природным условиям и более не поднимали вопрос о переносе своих поселений.
В 1869 с. Яндыки насчитывало 85 семей, в составе которых было 654 чел. (339 муж. и 315 жен.), в с. Промысловке проживало 79 семей и 643 чел. их членов (327 муж. и 316 жен.), в с. Караванном было 30 семей и 296 жителей (151 муж. и 145 жен.). Население было обеспечено жилыми помещениями: в с. Яндыки имелось 120 домов и 20 кухонь, в с. Промысловке соответственно 105 и 9, в с. Караванном—30 и 5. В селениях Яндыках и Промысловке действовали православные храмы: в первом—во имя святителя Николая Чудотворца, в Промысловке—Казанской иконы Божьей матери.
Основатели сел Яндыков, Промысловки и Караванного сумели не только выжить в суровых природных условиях, но и заложить основы социально-экономической инфраструктуры, обеспечив тем самым дальнейшее поступательное развитие всех трёх населенных пунктов .
Материал взят из книги: Яндыки—взгляд сквозь века: энциклопедия. – Москва [и др.]:, 2018 – 352 с. : ил.